В раздел вошли паломнические реликвии, церковная утварь, предметы культуры, охватывающие различные стороны духовной жизни человека; знаний и мировоззренческих идей, присущих культурно-историческому единству народа.
Паломнические реликвии
Перламутровые иконы-раковины — подлинные эвлогии Святой Земли, освященные в храме Гроба Господнего. Крупнейшим центром изготовления перламутровых икон-раковин была Палестина. Иконы-раковины поразительно адекватны разноликой и многоголосой палестинской культуре. В них сплелись в одно целое и традиция работы с перламутром на арабском востоке, и христианская сюжетика, и языческая символика. В античности изображения морских раковин на саркофагах символизировали смерть и надежду на возрождение из лона земли. В эпоху христианства раковина считалась символом Марии, выносившей, подобно драгоценной жемчужине, в своем чреве Христа. Как олицетворение водной стихии, раковина воспринималась также и символом Крещения. Поэтому перламутровые раковины с полным основанием можно назвать «историческим» материалом для икон с изображением сцен Рождества Христова, Крещения Господнего, Вознесения. Именно иконы-раковины с такими сюжетами и преобладают среди общей массы подобных изделий. Сюжет играет немаловажную роль в атрибуции перламутровых икон-раковин, он может служить косвенным указанием на место изготовления произведения. Топографически «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов и пастырей» связаны с Вифлеемом, «Благовещение» — с Назаретом, «Воскресение Господне» — с Иерусалимом, «Тайная вечеря», «Вознесение Христово», «Успение Богоматери», «Крещение» — с окрестностями Иерусалима. Крупнейшими центрами как паломничества, так и сувенирного ремесла были два самых известных города Палестины — Иерусалим и Вифлеем. И если по количеству святынь первенство, безусловно, было у Иерусалима, то Вифлеем можно назвать перламутровой столицей Палестины. Русские путешественники второй половины XIX века неоднократно свидетельствовали о многочисленных ремесленниках в Вифлееме и широком ассортименте изготовляемых ими поделок. В Иерусалиме же в 1861 году только три мастерских производили перламутровые изделия, и все их работники были выходцами из Вифлеема. Тот факт, что мастерские существовали, подтверждают и сами памятники: среди большого круга произведений выделяются группы с различными сюжетами, но однотипным декоративным обрамлением, близкими приемами резьбы. Есть и практически одинаковые изделия, подтверждающие массовость производства. Благодаря им можно ощутить себя паломником, прикасающимся к историческим реалиям, мифам и загадкам Святой Земли.
Икона нагрудная Распятие Христово XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
00
Распятие Христово XIX в.
Перламутр, резьба, роспись
00
Икона нагрудная Восхождение на Голгофу XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
00
Икона нагрудная Вознесение Христово XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
00
Икона нагрудная Богородица XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
00
Икона нагрудная Богородица XIX в.
Перламутр, резьба, гравировка
00
Крест паломнический с гравированным круговым декором. В средокрестии вставлена микролитография и увеличительное стекло (линза). Внутри - изображение с религиозным сюжетом. Данный тип креста изготавливался на окраине Российской Империи (Украина, Польша) как массовый продукт и продавался в монастырях и других культовых местах в качестве сувенира-реликвии с сюжетной микроминиатюрой того места или святых, связанных с тем местом, в котором этот крест приобретался. Аналог: ГИМ, каталог "Тысяча лет русского паломничества". М. 2009
Крест паломнический с микроминиатюрой XIX- нач.XX в.
Складень. "Прп. Сергий Радонежский, Святые Варлаам Хутынский И Никон Радонежский" XIX в.-нач. XX в.
дерево, резьба
00
Икона "Прп. Антоний и Феодосий Печерские" XIX в.-нач. XX в.
дерево, резьба
00
Предметы церковные
В христианской традиции многие вещи, использующиеся в Богослужении можно назвать реликвиями. Священными становятся многие современные и уж тем более старинные, пережившие годы "кровавого террора" предметы христианского служения. Не секрет, что в годы "богоборчества" оскевернялись и уничтожались вещи, так или иначе, нёсшие на себе религиозный смысл, поэтому, так важно сохранить крупицы православного мира той далёкой России, которую мы потеряли.
Распятие наперсное священника XVIII-XIX в.в.
серебро, медь, литьё, гравировка
00
Крест постригальный двусторонний "Распятие Христово / Сошествие Святого Духа на Богородицу. Киев, конец XIX в.
дерево, резьба
00
Тарель для святых частиц "Достойно есть яко воистину", XIX в.
лануть, гравировка штихелем, золочение
00
Параман монашеский, на обороте инициалы: "П Ю М 1834 года", XIX в. (?)
медный сплав, гравировка
00
Печать-матрица (?), Нижегородская область, село Мамакино, XIX в.(?)
бронза
00
Крест постригальный двусторонний "Распятие Христово / Сошествие Святого Духа на Богородицу. Киев, конец XIX-нач. XX в.
дерево, резьба
00
Образы и символы старой веры
Более тpехсот лет минyло с тех поp, как в Рyсской Пpавославной Цеpкви возник pаскол, а последствия этого печального явления цеpковной жизни пpодолжают сказываться и до настоящего вpемени. Составной частью церковных реформ патриарха Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами» или "новобрядцами", а несогласных нарекли "раскольниками" и придали анафеме. Несогласные с реформами 1653 года называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Много yсилий с обеих стоpон – и новообpядческой, и стаpообpядческой – было потpачено в пpошлом на то, чтобы доказать непpавотy дpyгой стоpоны. Между старой и новой верой нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные, но тем не менее это привело к трагическим событиям в жизни всего народа! Поместный Собор 1917-1918 гг. должен был вынести постановление о старом обряде и по свидетельству участников отменить клятвы и разрешить прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать. В 1929 г. вопрос о древнерусских обрядах обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия. Поместный Собор РПЦ 1971 г. принял Деяние "Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их". Собор утвердил "постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им". Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются "единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом". 4 июня 1999 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял следующее решение о старообрядчестве: "Осудить имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви".
"Если бы не было раскола XVII века, не было бы революции 17-го года." А.И. Солженицын