Наблюдая из далека, со стороны, за участниками церковных празников — священниками, дептерами, прихожанами невольно осознаёшь, что у тебя на глазах возникает иной мир, и ты на его границе, в шаге от чего-то нового, светлого и жизнеутверждающего. По мере приближения к этому миру, тебя словно притягивает сильным магнитом, и чем ближе к нему, тем сильнее его притяжение.Ты видишь мир, в котором нет болезней, страданий, невзгод. Ты слышишь пение людей, звук барабана, священники поют гимны и в такт отстукивают ритм своими посохами. Люди в танце, с песней сходятся друг с другом и лица, лица людей озаряющих пространство своей радостью. Их глаза, их взгляд настолько светлый и радостный, что его не возможно забыть. Он откладывается в памяти навсегда у тех, кто его видел. Человек в эти моменты красив как никогда, он весь светится изнутри.В нём нет никакой скверны. Этот счастливый взгляд как бы задаёт тебе вопрос «Ты с нами?». Ты слышишь в голове самый доброжелательный тон, который только может быть на свете, хотя это только взгляд. «Присоединяйся, празднуй вместе с нами!» — счастливый человек продолжает взглядом свой диалог с тобой, увлекая тебя под звук барабана и пение в участие в празднике. И ты, стоя в стороне, своей душой принимаешь это приглашение, разделяя вместе с людьми их радость. Пространство, очищенное от зла, эфиопскими выносными крестами становится чистым и для тебя, когда эмоции и чувства людей в какой-то момент становятся и твоими. В этой радости любви Бога к человеку и людей друг к другу сам ощущаешь сопричастность к Божественной Гармонии, к тайне, которая дарует людям эту радость. Сколько бы людей не участвовало в празднике не возникает ощущения хаоса или толпы. Каждый на своём месте во время всеобщей радости, у каждого своё время быть центром этого таинства. Это и есть выражение Божественной Гармонии. И это понятно без объяснений во время церковного праздника. Так чувственно-эмоциональном способом передаётся смысл христианского учения в Эфиопской Церкви сегодня. Так празднуется надежда на Спасение. И пусть я мирской человек, и моя душа погублена и её не отмолить, но я ощущал как прекрасен Рай, как вознаграждены святые души праведников, которые были спасены, потому что я это ощутил на Земле, оказавшись сопричастным к участию в празднике. Его удивительное атмосфера является проекцией Царства Божия, здесь на грешной земле. Как светло душам там, в Раю, я теперь понимаю. В западной рациональной традиции смысл Христианства передаётся иначе. Понимание восточного метода поможет нам лучше понять смысл учения вне зависимости от конфессии, которой принадлежит западный человек. Михаил Тихонов.
Редкие кадры из поездок, приоткрывающие для нас столь далёкую и многоликую Эфиопию
Михаил Михайлович Тихонов
"Универсальный символизм нательных крестов Эфиопской Коптской Православной Церкви"
Кратко о книге, которую размещаю здесь: Христианское Учение возникло в 1-м веке от Рождества Христова, на территории Римской Империи. В дальнейшем оно распространилось в её пределах и вышло за границы. Одной из первых стран принявших христианство, как государственную религию был Аксум. Он располагался частично на Аравийском Полуострове, частично в Восточной Африке. В начале нашей эры Аксумское Царство было крупным политическим центром этого региона. Сегодня его наследник известен как государство Эфиопия. Эфиопская Коптская Православная Церковь внесла огромный вклад в историю Христианства. Более 1500 лет Церковь Эфиопии использует универсальный символизм, постоянно его совершенствуя, для передачи смысла Христианского Учения своим прихожанам. Разнообразие нательных, ручных и выносных крестов, которое со временем накопилось в Эфиопской Коптской Православной Церкви не имеет себе равных и поражает воображение человека, который впервые с ним познакомился. Этот процесс продолжается и сегодня. Книга позволяет читателю познакомится с методом универсального символизма, частью которого являются нательные кресты. Этот метод передачи содержания Христианства не знаком в России, так как в Византии и после крещения, на Руси, пользовались рациональным методом.