«История посёлка Бирюлёво до 1972 года, или, сказ о том, что было безвозвратно утрачено во время массовой жилой застройки.»
Уточняю: речь пойдёт о Бирюлёво Западном, т.е., где и находился рабочий посёлок (или большая его часть). Данный рассказ написан со слов многих старожилов, которые проживали в четырёхэтажных домах (Булатниковская улица), постройки шестидесятых годов прошлого века, и, соответственно, захвативших сельский период (до 1972 года).
Конечно, нужно сделать скидку на то, что времени прошло немало, и поэтому многие детали и подробности просто-напросто были забыты или не совсем достоверны, но в целом, данные объективны.
Начнём с поселковых дорог. Их остаточные фрагменты можно обнаружить и сейчас.(хоть сделать это подчас не так уж и легко). Самая большая и наиболее хорошо сохранившаяся проходит сейчас(берёт начало) по улице Медынской дом1, корп.2 (прямо у арки жилого дома), проходит рядом с храмом Николая Чудотворца и упирается в жилой дом, расположенный по адресу: Медынская улица, дом 5, корп.4 (дом на ней и построен). Далее, она продолжается за этим домом и упирается в дом 4 по Харьковской улице, за ним пересекается с действующей Харьковской улицей, и всё также прямо проходит до корпуса 4 (Харьковская улица, дом 3), который на ней и построен. За этим домом дорога доходит до подъезда №20 жилого дома (знаменитая «китайская стена»), по адресу: Харьковская улица, дом 1 и там окончательно обрывается. Длина её была менее 1-го км. Но до застройки она проходила дальше, где стоит сейчас школа №933, и имела поворот к кирпичному одноэтажному зданию. В нём располагалась, в разные периоды: подстанция скорой помощи; до этого детская поликлиника; школа начальных классов, ликвидированная в начале 1976-го года, в связи постройкой новой 3-х этажной, которая действует и поныне. А начало своё она брала практически у старого, царских времен, депо (сейчас разумеется не действующего) и рядом с пятиэтажными домами по Булатниковскому проезду (дома под номером 2), которые тоже сохранились, фактически, с «того времени». До ликвидации поселка в связи с массовой застройкой, она носила название Московская улица.
Более полных данных об этой дороге пока нет. Но можно смело предположить, что это основная (или одна из основных) дорога посёлка. Поскольку проложена она удивительно ровно(что не характерно для второстепенных поселковых дорог), имела продолжительную длину, была заасфальтирована; и имела уличное освещение. Причём были установлены железобетонные (а не деревянные) осветительные мачты («столбы» в простонародье), что довольно «роскошно» для посёлка. Кстати три мачты сохранились до сих пор! Конечно они не действуют, но всё таки! А в феврале 2005 года были ликвидированы еще три мачты, т.е. до недавнего времени их оставалось 6 штук.Хочу заметить, что многие дороги вообще не были покрыты асфальтом. Это важная деталь!
«История посёлка Бирюлёво до 1972 года, или, сказ о том, что было безвозвратно утрачено во время массовой жилой застройки.»
Теперь поговорим о дороге, которая шла от станции Бирюлёво Пассажирская и практически «упиралась», точнее проходила чуть левее дома №1, корп.1 по Булатниковской улице. Дело в том, что современного Булатниковского проезда (как и остальных нынешних дорог) в посёлке не было. Все дороги, которые мы сейчас имеем, были сформированы (построены) в 1973 году. Так вот, от железнодорожной станции эта дорога шла вниз (под горку), причём довольно круто.
В самой своей низкой точке она имела небольшой мостик, поскольку справа от неё сразу же начинался Бирюлёвский пруд, а слева был коллектор (он и сейчас есть), который проходит под железной дорогой и выходит в Бирюлёво Восточное. Т.е. Бирюлёвский пруд – проточный. После этого мостика начинается резкий подъём дороги (такой же крутой как и спуск). Сейчас на месте, где проходила эта дорога стоит дом 1, корп.1А по Булатниковской улице. Эта дорога входила в другую улицу. До застройки дом 1, корп.1(четырёхэтажный) стоял на улице, которая носила название Совхозная улица, а дом1, корп.3 (всё по той же Булатниковской улице), ранее относился к улице Кулибина. Эта дорога была также заасфальтирована и освещена, причём тоже железобетонными мачтами. Одна из этих мачт сохранилась до сих пор(не действующая). Она находится возле станции.Но наступил 1973-ий год, год, авральной или самой интенсивной застройки района (застройка микрорайона продолжалась до 1976-го года, причём, локальные стройки не в счёт).
Вдоль железной дороги решено было проложить новую дорогу, которую назвали Булатниковским проездом. А старую дорогу (поскольку она находилась в яме) решили засыпать. Т.к. новая дорога должна была быть более-менее ровной и прямой. Засыпать старую дорогу начали, ориентировочно, в январе – феврале 1973-го года (более точных данных узнать не удалось). В результате отсыпок грунта, местами насыпь достигает 10-12-ти метров! Таким образом, старая дорога перестала существовать!
Пруд (глубокий и длинный овраг, тянувшийся, практически от памятника погибшим лётчикам и до железной дороги) при этом перестал быть проточным (правда, непонятно по какой причине), но уровень воды в пруду поднялся. И до 1987-го года, когда решили провести реконструкцию пруда (проще говоря, ещё его уменьшить, засыпав грунтом ту его часть, что была ближе всего к насыпной части Булатниковского проезда и ж/д), можно было наблюдать один курьёз и в общем-то, определённую загадку. Где начинался пруд, стояла одинокая осветительная мачта, она находилась в воде на один метр. Для людей, не знавших про историю старой дороги было совершенно непонятно, почему в яме, из воды торчит железобетонная мачта? И самое главное, для чего её туда поставили?Я сам не мог дать себе на это ответ лет, наверное, двадцать!
Пока не состоялся разговор сто старожилами, и я узнал, что проходила дорога. А в 1987-м году состоялась реконструкция пруда. Его облагородили, но и уменьшили довольно ощутимо, приблизительно на двадцать метров в длину, а может чуть больше. А одиноко стоящий столб (мачту) сломали бульдозером, поскольку она немного выглядывала из ямы, которую засыпали во время реконструкции пруда.
Сейчас речь пойдёт об улице, которая проходила параллельно нынешнему Булатниковскому проезду. Её остаток сохранился и берёт начало от недавно разрушенного (2010 год) продовольственного рынка возле станции Бирюлёво Пассажирская до Харьковской улицы. Перед тем, как она «впадает» в Харьковскую улицу, справа от неё находится отделение милиции «Бирюлёво Западное» №137, построенное в 1988-м году, а слева ГСК. На месте этих гаражей был очень хороший фруктовый сад, который уничтожили в 1987-м году (при строительстве ГСК). Кроме этого, по левую сторону улицы, не доходя до отделения милиции (полиции) находится заброшенный фруктовый сад. Раньше здесь были частные жилые дома. Обломки их можно было видеть ещё в середине 80-х годов, сейчас их попросту нет. А деревья, конечно же, одичали, многие погибли (без присмотра-то).
Раньше же улица брала своё начало метров на пятьдесят ближе к станции (где сейчас небольшая площадь и магазины). Продолжалась она гораздо дальше нынешней Харьковской улицы (где сейчас стоит второй длинный дом, прозванный в народе «Шанхай»), точнее дом стоит, можно сказать, на бывшей улице, и подходила она к Бирюлёвским баням. Скорее всего, она там и оканчивалась, т.к. дальше начиналось кладбище (уничтоженное в 1977-м году; но первая попытка его уничтожить, точнее, заметно сократить была предпринята в 1972-м году, когда началась застройка района, и жилые дома: Медынская улица дом1, корп.1 и Булатниковский проезд дом10, корп.1, как раз «попадали» на территорию кладбища). Но до Бирюлёвских бань был (он и сейчас есть) поворот влево, в сторону техникума (тогда это была средняя школа, поселковая, но когда построили школу №928, её закрыли и здание несколько лет бездействовало, и только в 1978-м году в него «заселили» техникум).