Иконография святых

В медном литье — массовом и тиражном виде искусства — легко выявить наиболее почитаемых святых. В народной среде самыми скорыми помощниками считались святые «демоноборцы», предохраняющие человека от воздействия злых сил. Святые мученики Никита, Георгий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Димитрий Солунский, архангелы Михаил и Сихаил являлись победителями бесов, изображаемых обычно в образе змеев и драконов.

Присутствие в доме или на теле небольшого литого образка с Никитой—бесогоном, чтение текста апокрифа о Никитином мучении давали человеку уверенность в покровительстве святого мученика Никиты, в защите от всяческих бесовских козней да и от житейских неурядиц.

Таким же почитанием на Руси пользовался святой великомученик Георгий-змееборец. Да и по народным сказаниям, Георгий считался покровителем полей, защитником домашних животных от падежа и разных болезней, от съедения зверями.

В каждом православном русском доме можно было встретить образ и другого святого — Николы Чудотворца, к которому чаще, чем к другим святым, обращались с молитвой «о заступлении от всяческих бед и несчастий. В медном литье наиболее широкое распространение получили иконографические изводы Николы Чудотворца и Николы Можайского.

Рядом с иконами Николы Чудотворца совсем скромно выглядят небольшие монолитые образки с великомученицей Параскевой Пятницей. В народе святая Параскева почиталась как покровительница полей и скота, ей молились о всяком благополучии и домашнем счастии, об избавлении от разных недугов.

Как целитель в народной среде был известен священномученик Антипа. К этому святому обращались с молитвой об избавлении от зубной боли.

В медном литье святые часто представлены определенными группами. Например, на небольшом образке изображен священномученик Харалампий вместе с мучениками Иоанном Воином и Вонифатием. Объединение трех святых было вызвано их необычайной популярностью в народе. К Иоанну Воину, или, как его еще называли, «Воинственнику», обращались для того, чтобы вновь обрести украденные вещи и даже бежавших слуг. Вонифатия просили и «об избавлении от виннаго запойства». Святого Харалампия молили уберечь от внезапной смерти без покаяния, которая могла застигнуть человека.

Икона
XIX в.

Николай Чудотворец

0

Икона-привеска
XIV-XVI в.в.

Архангел Сихаил перед святым Сисинием

Икона
XVIII в.

Кирик и Иулита

Икона
XIX в.

Николай Можайский

00

Икона
XVIII в.

Святые князья Борис и Глеб

00

Икона
XVIII в.

Избранные святые

00

Икона
XVIII-XIX в.в.

Избранные святые

00

Икона прорезная
XIX в.

Благоверные Святые князья
Борис и Глеб

00

Икона прорезная
XIX-нач. XX в.

Благоверные Святые князья
Борис и Глеб

00

Икона
XVIII в.

Митрополит Пётр, Иоанн Златоуст, Никита Воин

00

Икона
XVIII в.

Параскева Пятница

00

Икона
XVIII-XIX в.в.

Николай Чудотворец

00

Икона
XVII-XVIII в.в.

Николай Чудотворец, мученики Тихон и Мина

00

Икона
XIX в.

Святители Григорий Богослов,Василий Великий, Иоанн Златоуст

00

Икона
XIX в.

Священномученик Антипа

00

Икона
XVIII в.

Николай Чудотворец, мученики Тихон и Мина

00

Икона
XVIII-XIX в.в.

Николай Можайский

00

Икона
XX в.

Князь Константин и матерь его Елена, равноапостольные

00

Икона
XIX в.

Николай Чудотворец

00

Икона прорезная
XIX в.

Чудо Георгия о змие

00

Икона
XIX в.

Николай Чудотворец

00

Икона
XIX в.

Чудо Георгия о змие

00

Икона
XIX в.

Николай Чудотворец

00

Икона
XIX в.

Николай Чудотворец

00

Икона
XVIII-XIX в.в.

Николай Можайский

00

Икона
XVIII в.

Никола и Власий, святители

00

Икона
XVI в.

Ангел-Хранитель

00

Икона
XIX в.

Огненное Вознесение пророка Илии с житийными сценами

00