Иконография святых
В медном литье — массовом и тиражном виде искусства — легко выявить наиболее почитаемых святых. В народной среде самыми скорыми помощниками считались святые «демоноборцы», предохраняющие человека от воздействия злых сил. Святые мученики Никита, Георгий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Димитрий Солунский, архангелы Михаил и Сихаил являлись победителями бесов, изображаемых обычно в образе змеев и драконов.
Присутствие в доме или на теле небольшого литого образка с Никитой—бесогоном, чтение текста апокрифа о Никитином мучении давали человеку уверенность в покровительстве святого мученика Никиты, в защите от всяческих бесовских козней да и от житейских неурядиц.
Таким же почитанием на Руси пользовался святой великомученик Георгий-змееборец. Да и по народным сказаниям, Георгий считался покровителем полей, защитником домашних животных от падежа и разных болезней, от съедения зверями.
В каждом православном русском доме можно было встретить образ и другого святого — Николы Чудотворца, к которому чаще, чем к другим святым, обращались с молитвой «о заступлении от всяческих бед и несчастий. В медном литье наиболее широкое распространение получили иконографические изводы Николы Чудотворца и Николы Можайского.
Рядом с иконами Николы Чудотворца совсем скромно выглядят небольшие монолитые образки с великомученицей Параскевой Пятницей. В народе святая Параскева почиталась как покровительница полей и скота, ей молились о всяком благополучии и домашнем счастии, об избавлении от разных недугов.
Как целитель в народной среде был известен священномученик Антипа. К этому святому обращались с молитвой об избавлении от зубной боли.
В медном литье святые часто представлены определенными группами. Например, на небольшом образке изображен священномученик Харалампий вместе с мучениками Иоанном Воином и Вонифатием. Объединение трех святых было вызвано их необычайной популярностью в народе. К Иоанну Воину, или, как его еще называли, «Воинственнику», обращались для того, чтобы вновь обрести украденные вещи и даже бежавших слуг. Вонифатия просили и «об избавлении от виннаго запойства». Святого Харалампия молили уберечь от внезапной смерти без покаяния, которая могла застигнуть человека.
Икона
XIX в.
Николай Чудотворец
0
Икона-привеска
XIV-XVI в.в.
Архангел Сихаил перед святым Сисинием
Икона
XVIII в.
Кирик и Иулита
Икона
XIX в.
Николай Можайский
00
Икона
XVIII в.
Святые князья Борис и Глеб
00
Икона
XVIII в.
Избранные святые
00
Икона
XVIII-XIX в.в.
Избранные святые
00
Икона прорезная
XIX в.
Благоверные Святые князья
Борис и Глеб
00
Икона прорезная
XIX-нач. XX в.
Благоверные Святые князья
Борис и Глеб
00
Икона
XVIII в.
Митрополит Пётр, Иоанн Златоуст, Никита Воин
00
Икона
XVIII в.
Параскева Пятница
00
Икона
XVIII-XIX в.в.
Николай Чудотворец
00
Икона
XVII-XVIII в.в.
Николай Чудотворец, мученики Тихон и Мина
00
Икона
XIX в.
Святители Григорий Богослов,Василий Великий, Иоанн Златоуст
00
Икона
XIX в.
Священномученик Антипа
00
Икона
XVIII в.
Николай Чудотворец, мученики Тихон и Мина
00
Икона
XVIII-XIX в.в.
Николай Можайский
00
Икона
XX в.
Князь Константин и матерь его Елена, равноапостольные
00
Икона
XIX в.
Николай Чудотворец
00
Икона прорезная
XIX в.
Чудо Георгия о змие
00
Икона
XIX в.
Николай Чудотворец
00
Икона
XIX в.
Чудо Георгия о змие
00
Икона
XIX в.
Николай Чудотворец
00
Икона
XIX в.
Николай Чудотворец
00
Икона
XVIII-XIX в.в.
Николай Можайский
00
Икона
XVIII в.
Никола и Власий, святители
00
Икона
XVI в.
Ангел-Хранитель
00
Икона
XIX в.
Огненное Вознесение пророка Илии с житийными сценами
00