КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Коба́нская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового ( XIII / XII — IVвв. до н.э. )и железного веков ( VII — III вв. дон.э. ). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта . Антропологические носители— автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев), балкарцев, карачаевцев, осетин.

Ряд исследователей (Г. Вильке, М. Гёрнес, Б.В.Техов) относят носителей кобанской культуры не к автохтонным кавказским племенам, а считают их индоиранцами, проживавшими здесь с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, этим, например, Б.В.Техов объясняет их естественное объединение, с переселившимися позднее в центральные районы Северного Кавказа, ираноязычными аланами.

На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития. Историк и археолог Я.В.Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа— раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н.э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н.э. Знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова, в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе.

Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа , а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы — средне-бронзовому веку ( XXVI / XXV — XX / XIXвв. дон.э. ).

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI—IV/III вв. до н.э.— топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства  . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII—IV/IIIвв. до н.э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Погребальный обряд кобанцев представлял из себя трупоположение , хотя известны случаи кремации. Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия— в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII в. до н.э.) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датирует VIII век. до н.э. (Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют IV век. до н.э. (Сарматы). Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с VII по IV вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий.

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем, иконами

00
Заказать

Врезной иконостас XIX в.

Врезной складень

00
Заказать

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00
Заказать

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00
Заказать

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Врезной иконостас
XIX в.

Врезная икона

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Ставротека
XVIII-XIX в.

Описание товара

00

Ставротека
XIX в.

Описание товара

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом, оклад

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом, склданем, эмалевой иконой

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезной иконой, оклад

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Ставротека
XIX в.

Врезные крест, части складня, оклад

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с врезным крестом

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Ставротека
XIX в.

Врезные кресты, складни, икона

00

Ставротека
XIX в.

Писаная икона с местами под врезные кресты, складни, иконы

00