КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРПУХОВСКОЙ ДОРОГИ
background

Дабы не сложилось недопонимания из-за расхождений в описании расположения сельца Бирюлёво, как, впрочем, и других населённых пунктов, стоящих вдоль Серпуховского тракта, сразу отметим, что Серпуховская дорога и Серпуховское шоссе это не одно и тоже и шли они, хоть и местами, параллельно, но в удалении друг от друга.

Итак, из писцовых книг, описывающих расположение сельца, явствует, что находилось «Бирюлево, Рослово тож, на речке Сухой Гороженке, по левую сторону Болшие Серпуховские дороги», а по данным 1859 г. мы читаем, что сельцо находилось по правую сторону Серпуховского шоссе…

Более подробно с происхождением и дальнейшей историей Старой Серпуховской дороги можно ознакомиться, прочитав статью Н. Киселева «Большая Ордынская дорога», опубликованной во втором номере «Московского журнала» за 2007 г., или на замечательном краеведческом ресурсе www.chertanoved.msk.ru.

Мы же только отметим, что предшественница Старой Серпуховской дороги известна еще со времен татаро-монгольской оккупации, и называлась Ордынской дорогой, построенной при князе Дмитрии Донском для вывоза дани в Сарай – столицу Золотой Орды. Как известно, на завоеванных территориях татары требовали строительства хороших дорог, чтобы контролировать их и собирать дань.

Ордынская дорога, конечно, имела свой собственный, извилистый, путь, уходя, в начале нынешнего Нахимовского проспекта, юго-западнее, через Чертановский лес (современный Битцевкий парк),  в сторону района Коньково и проходя через Тёплый Стан и далее, поворачивала к Ясенево и Голубино.

С течением времени маршрут Ордынки в пределах современной Москвы и ближайшего Подмосковья претерпел изменения.К концу XVII века она, уже известная как Серпуховская дорога, шла от Котлов прямо на юг через Чертаново, Красное, Бирюлево и Старую Битцу, минуя Ясенево – то есть её спрямили. Старая дорога проходила как раз по трассе современной Чертановской улицы, переходящей в Симферопольский бульвар.

В 1845 году, после решения шоссировать все идущие от Москвы важные дороги, путь на юг спрямили еще раз, построив Серпуховское (Варшавское) шоссе. Оно отделилось от Серпуховской дороги перед деревней Волхонкой (район пересечения Чонгарского Бульвара и Варшавского шоссе и в сторону центра).