ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ ЦАРИЦЫНО
background

Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское.

Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки Ирины Годуновой были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.

В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги царя Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну (сыну князя Василия Голицына — фаворита царевны Софьи).

После того, как Софью как узурпаторшу согнали с трона и навечно сослали в монастырь, имущество князя Василия Голицына и его сына было конфисковано. Пётр I по окончании Прутского похода в 1712 году пожаловал Чёрную Грязь и близлежащие селения князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией, вынужденному переселиться в Россию. Вместе с ним в России осели около шестисот верных Кантемиру молдавских воинов с жёнами и детьми; они поселились в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково, в деревнях Ореховке и Хохловке. По приказу Дмитрия Кантемира в 1722 году в поместье на месте деревянной церкви, построенной ещё при Голицыных, был построн каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (посвящение сохранилось до сих пор).

В новом владении Кантемиров был построен интересный деревянный дворец. В 1722 году Берхгольц, камер-юнкер герцога голштинского Карла Фридриха, подробно описал строение, отметив, что дворец располагался на высоком холме, был выполнен в китайском вкусе (возможно, именно Д. К. Кантемир привёз в Россию моду на шинуазри), в нём существовали просторные галереи, откуда открывались прекрасные виды на парк и пруды. Парк имел регулярную планировку и включал в себя обширные фруктовые сады (вероятно, заложенные ещё при Голицыных), он отличался рациональностью и красотой планировочного решения. К садовому фасаду главного дома усадьбы примыкал «геометрический сад», остальные части сада с фруктовыми деревьями были окружены парковыми рощами.

Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей — при том, что князь был готов продать её за 20 000. Не обошлось здесь без рекомендаций князя Григория Потёмкина (он хорошо знал поместье); вероятно, он придумал новое звучное название для Чёрной Грязи и подал Екатерине идею строительства новой подмосковной императорской резиденции — Царицино.

И вот как раз с этого момента и начинается собственно история дворцово-паркового комплекса Царицино.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный — оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.

Здесь сделаю маленькое отсутпление — современное понятие «готика» отличается от того, что под этим понималось в XVIII веке. Эпоха Просвещения понимала античное искусство как эталон «изящного», противопоставляя ему «готическое», то есть «варварское», средневековое: всё то, что существовало после античной эпохи и до наступления века Просвещения. С другой стороны, в выборе личных эстетических предпочтений для эпохи характерен принцип «удовольствие от разнообразия», сформулированный Монтескьё; другими словами, в искусстве допускалось смешение стилей, этакая полифония. «Готическому» отводилось место каприза, экзотической затеи, эстетической вольности, уместность которой определялась исключительно субъективным вкусом. Одновременно «готическое» служило необходимым оппонентом для утверждающегося классицизма. Таким образом, получив заказ на создание «готического» ансамбля, Баженов по сути получил широкую свободу для реализации смелых фантазий, демонстрации в полной мере своего творческого мастерства и эрудиции.

В начале 1776 года проект в виде панорамного чертежа «Вид Царицына села» был готов. Архитектор учёл пожелания императрицы, но не пошёл у них на поводу.

Он предпочёл создать особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают как метафора, наводящая на размышления о «готическом» вообще — а склонность к метафорам была характерной чертой эпохи Просвещения. Пропуская готику сквозь классицизм, Баженов искал общие для них принципы организации пространства.

Панорама усадьбы Царицыно, 1776 год, проект Баженова.

Основой же для поисков неповторимого царицынского стиля, названного Баженовым «нежной готикой», стала русская архитектура последних лет XVII века.

Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень, что подчеркивает кровное родство Царицино с московским барокко и традициями строительства Московского Кремля. Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями — так уже никто не строил. Баженов отказался от монументальности форм единого дворца, которые, казалось, были обязательными для императорской резиденции. В основе баженовского плана лежиала строгая логичность и геометрическая правильность построения, лишь стилизованная под живописную хаотичность старых допетровских государевых дворов. Эти принципы, наряду с идеальной вписанностью в ландшафт, сочетаемостью и соразмерностью окружающей обстановке, ансамблевостью легли в основу баженовского проекта. Не тиранить природу, не навязывать ей волю, а использовать естественные красоты местности как важный архитектурный элемент — ведущая идея царицынской застройки. Баженов стремился максимально сохранить существующий ландшафт с разделением кантемировской усадьбы на дворцовую, садовую и парковую зоны.

Архитектор запланировал строительство целого городка: в его центре располагались пять дворцов для Екатерины II и её сына цесаревича Павла Петровича с семейством; вокруг — целая россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополнялся мостами и декоративными постройками, а также Кухонным корпусом — внушительным зданием, которое тем не менее так вписывалось в окружение, что не подавляло своими размерами соседние сооружения. Особенности планировки царицынских зданий такова, что позволяет говорить о «поэзии геометрии»: здесь встречаются разнообразные — всегда правильные, симметричные — геометрические фигуры. Павильоны в виде шести- и восьмигранников, крестообразные; Малый дворец — в виде полукруга, Кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами. То же относится и к внутренней планировке: круглые, и овальные и полуовальные залы мастерски сочетаются с залами в плане прямоугольными. Важно отметить, что почти все внутренние помещения царицынских построек Баженов проектировал со сводчатыми потолками, отчего достигался ещё больший эффект игры геометрических форм.

Вместе с проектами сооружений ансамбля был распланирован пейзажный парк при сохранении большинства посадок существовавшего регулярного. Главные аллеи регулярного парка в новом проекте сохранились, а Берёзовая перспектива стала одной из центральных композиционных осей застройки.

Особенностью баженовского проекта было то, что главный дворец как единая постройка отсутствовал — он распадался на три самостоятельных корпуса: центральный с парадными залами (Большой Кавалерский дворец, или корпус), правый и левый с личными покоями императрицы и наследника престола.

Такое решение диктовалось идеей сохранения природного естества, включения ландшафта и пейзажей в интерьеры. Зелёная лужайка в обрамлении трёх корпусов должна была стать важным элементом застройки. Архитектор отказался от традиционного устройства ансамбля по типу усадьбы, поместив в центр композиции вместо парадной площади главные объёмы дворцовых построек.

Итак, «каприз» был одобрен Императрицей и строительство началось. Поначалу все двигалось довольно бодро, в срок были заложены и почти полностью были завершены Фигурный мост, Малый и Средний дворцы, Третий Кавалерский корпус.

Однако так же быстро начались проблемы и со стройматериалами, и финансированием. Да и само строительство превратилось в долгострой — длилось оно не три года, как планировал Баженов, а целых 10 лет.

Чтобы строительство не прекращалось, архитектор вкладывал свои сбережения и даже брал кредиты на свое имя, во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой.

Не смотря на все эти проблемы строительство шло вперед, тем более, что в 1785 году императрица запланировала поездку в Москву с целью инспекции новостроек, в том числе и Царицина. И понеслось — императрица бегло осмотрела уже построенное и вынесла свой суровый вердикт: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Вобщем, все не так…

Завершилось все немедленным отстранением Баженова от строительства, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков, что стало ещё одним унижением для отставленного зодчего.

Версий причин опалы Баженова и полной перестройки Царицина существует великое множество — и архитектурные просчеты, и масонство архитектора, да и просто охлаждение императрицы в принципе к этой затее…

В общем, как бы то ни было новым архитектором стал Матвей Казаков и в конце 1785 года был утвержден новый проект дворцовой застройки.

Для Казакова царицынское строительство не было любимым детищем, как для Баженова. Архитектор был занят также другими проектами, и строительство в Царицыне нередко велось его помощниками. Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой.

Прошло десять лет с момента закладки Царицына, и за это время классицизм набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры; изменились также вкусы и потребности императрицы.

План усадьбы Царицыно, проект Казакова.

Новое задание диктовало и новые решения: так, дворец приобрёл трёхчастное деление, характерное для классицизма, и монументальные пропорции. Баженовские дворцы проектировались с расчётом их многостороннего восприятия и ансамблевого построения; казаковский проект предполагал, что фронтальные точки обзора станут главными.

Новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки (что подчёркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним); от ансамблевости в баженовском понимании, от «дуэтов» и «трио» равноправных архитектурных объектов Казакову пришлось отказаться.

Элементы готической архитектуры стали более выраженными благодаря восьми башням, акцентировавшим углы по периметру дворца. В двух из них, с северного (главного) фасада были запланированы лестницы. Нижний марш этих лестниц, по некоторым предположениям, мог подниматься вверх и перекрывать доступ ко второму этажу.

Казаковский дворец более баженовских предшественников похож на классический средневековый замок.

Панорама усадьбы Царицыно, проект Казакова.

Но и этот проект остался неосуществлённым. Очевидно было, что Екатерина II в конце концов потеряла интерес к своей подмосковной затее, потребность в подмосковном «Царском Селе» ощущалась всё менее, но на завершении строительства ненавязчиво настаивал Григорий Потёмкин, вызвавшийся профинансировать долгострой.

Но всё же в 1790 году строительство дворца было остановлено — предположительно, из-за финансовых затруднений, вызванных новой русско-турецкой войной.

В довершении всего в октябре 1791 года внезапно умер князь Потёмкин-Таврический, вдохновитель царицынского замысла.

В ноябре 1796 года Екатерина Великая умирает. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца пости завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы.

Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно — оно ему не приглянулось, последовал указ «в селе Царицыне никаких строений не производить».

В дальнейшем обустройство царицынских построек так и не возобновилось и жилой императорской резиденцией дворцовый ансамбль, долго и трудно строившийся Василием Баженовым и Матвеем Казаковым, так и не стал.

Картина «Вид усадьбы Царицыно». Художник В.Ф. Аммон. Xолст, масло. 1835г.

Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин. В эти же времена Царицино приобрело у москвичей ореол романтичности и стало популярным местом пикников, конных и пеших прогулок, благо окружающая остановка весьма этому способствовала.

В 60-х годах XIX века Царицино было передано из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Департамент уделов и окончательно перестало быть личной собственностью царской семьи. Став собственностью казны, Царицыно должно было приносить доход. Сначала предполагалось продать все постройки на снос, да покупателя не нашлось. Одновременно по решению Московской удельной конторы часть царицынских земель была отдана в аренду под дачную застройку. И началась новая история Царицино — Царицино дачного.

«И стоят теперь эти остатки былого; поросли мхом красивые каменные спуски карнизов, в окнах торчат забытые кружала, целый лес березок вырос по обломам стен, внутрь войти жутко… всюду заросль, всюду уныние…

шум дачной жизни скорбным эхом разносится в пустом, открытом зале, «оперного дома»… Грустная грядущая смерть этим остаткам… Молчаливая повесть былого».

Фотография начала XX века: Царицыно. Дворец Екатерины.



Царицыно довольно быстро стало популярным дачным местом. В конце XIX  возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. Да и станция Курской железной дорого в 1904 году получила название «Царицино-дачное» (кстати, название это продержадлось практически до конца века).  В разные годы здесь снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитости: писатели Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, И. А. Бунин (здесь он познакомился со своей будущей второй женой  Верой Муромцевой), Леонид Андреев, Андрей Белый, Н. Д. Телешов, композиторы М. А. Балакирев и П. И. Чайковский, историки И. Е. Забелин и В. О. Ключевский, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С. А. Муромцев. К началу XX века в Царицыне и близлежащих деревнях насчитывалось около тысячи дач, при том надо принять во внимание, что здешние дачи считались чрезвычайно дорогими.

Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось. Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос, некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. В 1880 году случилось частичное обрушение кровли Большого Царицынского дворца и во избежание несчастных случаев было решено снять остатки крыши и разобрать каркасы «готического» завершения башен.

В годы советской власти чего только не было на территории всего комплекса дворцовых построек: и коммуналки (сохранились аж до 70х годов XX века), и исполком, и музей, и сельский клуб с кинотеатром. Проекту превратить Царицино в дом отдыха воплотиться в жизнь помешала война.

До начала XXI века Царицино выглядело как сильно живописная руина, чуть-чуть подреставрированная, но так и не достроенная.

В те времена в парк приходили в основном местные – позагорать, шашлыков пожарить, просто на травке поваляться, подышать воздухом. Пруды в принципе всегда были не самым чистым водоемом, но это никому не мешало там плескаться. Специально приезжали в парк только поиграть в волейбол и бадминтон, эти площадки сохранились и в вылизанном отреставрированном парке. Зимой парк оккупировали лыжники и любители кататься с гор — самым любимым местом был склон к берегу пруда от остатков павильона «Миловида».

На протяжении 80-х годов прошлого века практически все постройки дворцового комплекса, за исключением Большого дворца, были боле или менее приведены в порядок и отреставрированы.

В начале 90-х годов Царицино стало государственным музеем-заповедником и было включено в перечень памятников истории и культуры федерального значения.

Жизнь потихоньку начала возвращаться: на территории парка стали проводить разные культмассовые мероприятия. В здании бывшей конюшни открыли фешенебельный, по тем временам, ресторан «Усадьба», заработала школа верховой езды.

Все кардинально изменилось в 2004 году — музей был передан из федеральной собственности в московскую. Идей восстановления Большого дворца существовало множество, борьба шла только по одному поводу: законсервировать руины дворца или отстроить его заново.

В основном противниками «новодела» были историки и архитекторы, мотивируя тем, что нельзя восстановить то, что никогда не было достроено и в законченном виде в силу исторических обстоятельств никогда не существовало. На что московские власти парировали «мнением» москвичей — дескать, местные жители страсть как хотят видеть Большой дворец достроенным.

В 2004 году в Оперном доме открылась экспозиция, посвященная истории дворца и перспективам ее реставрации.

В общем, в 2005 году началась обширная реставрация, затронувшая абсолютно все уголки усадьбы. Резво взялись возводить Большой дворец, занялись благоустройством и облагораживанием парка, в результате которого были вырублены старые деревья, растущие на дамбе, разделяющей пруды, подновили и стоявшие в относительном порядке здания и мосты. Появились и новшества — на среднем пруду был насыпан искусственный остров, на котором расположились поющие фонтаны (красиво, конечно, но к исторической правде не имеет никакого отношения).

В сентябре 2007 года, на День города, при большом скоплении москвичей и руководства страны и столицы новое Царицыно торжественно открылось.

Фотография: Царицыно. Дворец Екатерины. 2007г.



На сегодняшний день музей-заповедник Царицино — одно из популярнейших мест у москвичей и гостей столицы, по выходным, особенно в летнюю пору, в парке от народа не протолкнуться.



Использованы материалы с сайта www.talusha.3bb.ru/Усадьба Царицино — прошлое и настоящее. Спасибо большое автору этой замечательной статьи!

Так же можно посетить порталы: www.parktsaritsyno.ru и www.tsaritsyno-museum.ru.