Финно-угры VIII-XV в.в. от Р.Х.
Поломско-чепецкая КИО VIII-XIV в.в. н.э.
Период второй половины I — начала II тыс.н.э. — ключевой в плане этногенеза финно-угорских и тюркских народов Прикамья — вследствие почти полного отсутствия письменных источников практически доступен лишь археологическому изучению. Самостоятельное рассмотрение поломско-чепецкой АК вполне правомерно, т.к. она представляет собой значительное и специфически выраженное этнокультурное образование, массив памятников (свыше 200 археологических объектов различного типа), довольно плотно концентрирующихся в верхнем и среднем течении р.Чепцы и отделенных от других подобных локально-территориальных групп средневекового прикамского населения слабообжитыми пространствами.
Памятники поломско-чепецкой АК имеют некоторые черты своеобразия материальной культуры. В научной литературе прочно утвердилось мнение, что данное этнокультурное образование может рассматриваться в качестве одного из ярко выраженных очагов формирования удмуртского народа. («Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья» Иванов А.Г.,Автореферат,Санкт-Петербург 1997)
Наиболее яркой и многочисленной является группа копоушек прикамского финно-пермского типа. К этой группе мы отнесли в основном костяные, а также бронзовые и медные копоушки. Формы разнообразных конструкций, но все с приспособлением для подвешивания.
География группы обширна. Основной ареал — памятники поломско-чепецкого и ломоватово-родановского типов. При этом наибольшей однородностью (встречается только прикамский тип копоушек) обладают поломско-чепецкие древности.
Выделение прикамской финно-пермской этнокультурной группы копоушек имеет богатую историографию. Можно считать со времен А.А. Спицына устоявшейся точку зрения о том, что копоушки поломско-чепецких и ломоватово-родановских памятников принадлежат прикамским финно-пермским народам (коми и удмуртам).