Финно-угры VIII-XV в.в. от Р.Х.

Поломско-чепецкая КИО VIII-XIV в.в. н.э.

Период второй половины I — начала II тыс.н.э. — ключевой в плане этногенеза финно-угорских и тюркских народов Прикамья — вследствие почти полного отсутствия письменных источников практически доступен лишь археологическому изучению. Самостоятельное рассмотрение поломско-чепецкой АК вполне правомерно, т.к. она представляет собой значительное и специфически выраженное этнокультурное образование, массив памятников (свыше 200 археологических объектов различного типа), довольно плотно концентрирующихся в верхнем и среднем течении р.Чепцы и отделенных от других подобных локально-территориальных групп средневекового прикамского населения слабообжитыми пространствами.

Памятники поломско-чепецкой АК имеют некоторые черты своеобразия материальной культуры. В научной литературе прочно утвердилось мнение, что данное этнокультурное образование может рассматриваться в качестве одного из ярко выраженных очагов формирования удмуртского народа. («Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья» Иванов А.Г.,Автореферат,Санкт-Петербург 1997)

Наиболее яркой и многочисленной является группа копоушек прикамского финно-пермского типа. К этой группе мы отнесли в основном костяные, а также бронзовые и медные копоушки. Формы разнообразных конструкций, но все с приспособлением для подвешивания.

География группы обширна. Основной ареал — памятники поломско-чепецкого и ломоватово-родановского типов. При этом наибольшей однородностью (встречается только прикамский тип копоушек) обладают поломско-чепецкие древности.

Выделение прикамской финно-пермской этнокультурной группы копоушек имеет богатую историографию. Можно считать со времен А.А. Спицына устоявшейся точку зрения о том, что копоушки поломско-чепецких и ломоватово-родановских памятников принадлежат прикамским финно-пермским народам (коми и удмуртам).



Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Ломоватово-родоновская КИО VIII-XV в.в. н.э.

ЛОМОВАТОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (V-IX вв. н. э.).Сформировалась на территории Верхнего Прикамья на основе мигрировавшего из Среднего Прикамья финно-пермского населения гляденовской археологической культуры, а также (по разным данным) либо пришедшего из лесостепной зоны Зап. Сибири угорского населения, либо сарматского населения. Территория распространения – от широты Перми и устья р. Чусовой до истоков р. Камы и её притоков. Название происходит от р. Ломоватовки, на берегах которой в конце 19 в. были сделаны первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.

К ломоватовской культуре принадлежит большое число кладов, содержащих металлическую посуду и монеты иранского, византийского и среднеазиатского происхождения, что свидетельствует об оживленных связях с отдаленными территориями.Уровень духовной культуры ломоватовцев иллюстрирует расцвет бронзовой металлической пластики (пермский звериный стиль). Религиозно-мифологические представления реконструируются на основании анализа погребальной традиции. Погребальные памятники ломоватовской археологической культуры делятся на курганные и бескурганные могильники. Для могильников характерно трупоположение, трупосожжение в ямах и на деревянной поверхности. При раскопках могильников ломоватовской археологической культуры фиксируются признаки сложных обрядовых погребальных традиций, в т. ч. ритуальной трапезы, поминальных костров и т. д.На основе ломоватовской археологической культуры складывается родановская археологическая культура, непосредственно предшествующая культуре коми-пермяцкого народа.

РОДАНОВСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (IX-XV вв. н. э.).Занимает верхнее течение р. Камы с притоками от Чусовского оз. на севере до р. Чусовой на юге. Территориально совпадает с границами Перми Великой XIV в. (по житию Стефана Пермского). Сформировалась на основе ломоватовской археологической культуры. Названа по Роданову городищу на правом берегу р. Камы, в Юсьвинском р-не Перм. края. Была выделена М. В. Талицким как культура предков коми-пермяков.

Хозяйство родановской культуры – комплексное, с ведущей ролью пашенного земледелия. В сев. районах преобладало подсечное земледелие. Отмечены следы зарождения паровой системы. Нахождение в сфере интересов Волжской Болгарии и Русских земель стимулировало развитие пушной охоты. Возросла роль сетевого рыболовства. Металлургия, металлообработка и ювелирное дело превращаются в ремесло. С XI в. на р. Боровой зарождается солеварение. Обработка дерева, кости, кожи, гончарство остаются на уровне домашнего производства. Этническими признаками родановской археологической культуры являются: глиняная посуда (круглодонная с примесью раковины, с гребенчато-шнуровым орнаментом на лаврятском этапе и с уплощённым дном и гребенчатокружковым орнаментом на рождественском этапе), типы жилищ, типы украшений женского костюма (коньковые, биякорьковые, коробчатые шумящие подвески и подвески с изображением головы медведя), культовые предметы (зооморфная и антропоморфная металлическая пластика). Племена родановской культуры вели обмен с предками коми-зырян (вымская археологическая культура), удмуртов (чепецкая археологическая культура), уграми (население лесного Зауралья), предками башкир. С XI в. появляются торговые фактории волжских болгар. С XI-XIII вв. с севера начинает проникать славянское население. Болгарское (в большей степени) и славянское влияние фиксируется в динамике проникновения и распространения болгарских и славянских вещей (керамическая посуда, украшения, предметы христианского культа и др.).

Необходимо отметить, что за все годы исследований не прекращается дискуссия об этнической принадлежности средневекового населения Пермского Предуралья в целом. Этот вопрос и по сегодняшний день остаётся открытым. На наш взгляд, наиболее интересной является следующая точка зрения — совместное проживание разноэтничных групп населения в форме смешанно-чересполосного расселения этносов (с преобладанием угорского) на одной территории вплоть до XII в., и смену этого населения финно-пермским (древние коми-пермяки) не ранее XII — XIV вв.



Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Неволинская АК VIII-IX в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Чумойтлинская АК IX-XII в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Вымско-вычегодская КИО IX-XIII в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Поволжско-вятская КИО IX-XIII в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Костромское Поволжье IX-XIII в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Древоности Приладожья IX-XIV в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать

Древности карелы XII-XV в.в. н.э.

первые находки вещей, принадлежавших этой культуре.




Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас XIX в.

Врезные иконы, складень

00
Заказать