Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Подойник – утварь для дойки, представляющая собой деревянный, глиняный или медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра. Подойники обычно изготавливались без крышки, поскольку молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда.
Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить». На загадку «В нашем доме носатая гостейка» в разных уголках России давали такие ответы: дойник, подойница, подойник, доёнка, доилка, доиленка, доильник, подовница (в Вятской губернии), подояшка (в Тверской и Псковской губерниях).
Раньше других в письменных источниках зафиксировано слово «доиленка» (XVI век). Оно имело, вероятно, севернорусский характер, поскольку наблюдается лишь в двинских актах и в Домострое: «Коровка издоити, а доиленка и всякие суды молочны тёплой водою мыти». В современном русском языке это слово не отмечено, но в архангельских говорах употребляется однокоренное доильница в значении «глиняный подойник, небольшое ведро с крышкой для молока».
«Дойник» возникло на территории Ростово-Суздальского княжества и присоединённых к нему земель. Наблюдается с середины XVII века в письменности Суздаля, Подмосковья, Вологды. Так, в приходо-расходной книге Савво-Сторожевского монастыря (под Звенигородом) за 1666 год значится: «Куплено в подмосковное селцо Шунгино на коровеи двор шесть корчажек да дойник». Вспомним пословицу, записанную в то же время: «Корова с молоком, а баба с дойником». В национальный период слово распространилось по всей русской территории, сейчас входит в состав литературного языка.
Ещё раньше, с 1575 года, известно слово «подойник», которое было особенно распространено в пределах севернорусской территории: от Пскова до Северной Двины, а к югу до Москвы. В то же время в Великом Устюге употребляется название «подойница». В современном русском литературном языке – это синоним к слову «дойник».
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.П1
Датировка:
нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
дерево
Техника:
бондарная работа
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
многочисленные следы бытования
Грабли деревянные
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.ГР1
Датировка:
XX век
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
дерево
Техника:
опиловка, выстругивание, окраска
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
следы бытования, отсутствует один зубец
Короб берестяной
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КБ1
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
берёста
Техника:
плетение
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости, деформация
Корзина берестяная
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КРБ1
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
берёста
Техника:
плетение
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости, деформация
Короб лыковый
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.ЛК1
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
луб молодой липы
Техника:
плетение, сшивка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, деформация
Короб берестяной
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КБ2
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
берёста
Техника:
плетение
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости, деформация
Корыто долблёное
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД1
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, г.Вельск
Материал:
дерево
Техника:
долбление, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Корыто долблёное
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД2
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, г.Вельск
Материал:
дерево
Техника:
долбление, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Корыто долблёное
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД3
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, г.Вельск
Материал:
дерево
Техника:
долбление, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Корыто долблёное
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД4
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, г. Вельск
Материал:
дерево
Техника:
долбление, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Корыто долблёное
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД5
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, г. Вельск
Материал:
дерево
Техника:
долбление, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Корыто с сечкой
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.КД6
Датировка:
XX век
Страна:
Россия, Нижегородская обл.
Материал:
дерево, железо
Техника:
долбление, опиловка, литьё
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Рубель
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.Р1
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
дерево
Техника:
резка, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Рубель
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.Р2
Датировка:
нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
дерево
Техника:
резка, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
рассыхание, потёртости
Рубель
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.Р3
Датировка:
XIX-нач.XX века
Страна:
Россия, Нижний Новгород.
Материал:
дерево
Техника:
столярная работа, опиловка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
отсутствует ручка
Серп
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.С1
Датировка:
нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
железо
Техника:
ковка, чеканка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х- см
Сохранность:
локальные вмятины на корпусе, на носике незначительный запил
Ухват колёсный
Номер в каталоге:
КБ.ХИ.У1
Датировка:
нач.XX века
Страна:
Россия, Архангельская обл.
Материал:
железо
Техника:
ковка
Размер (выс./дл./диам.):
-х-х-см
Сохранность:
окисление, нехватает двух деревянных колёс и ручки.
Ухват узкий
Широко бытовавшим видом праздничной посуды северных крестьян в XIX-XX вв.были братины(братыни) для браги, мёда и пива. В сборнике1847 г. «Особенных слов в Архангельском архиве и обработанном П.С.Ефименко, «братыне» уделяется особое внимание:» братыня — жестяная чашка с носиком, из которой крестьяне пьют пиво. Употребляется и в Псковской губернии. Во внутренних губерниях России эта чаша называется братиной, оттого, что из неё пьют пиво и мёд на братчинах(угощение, устраиваемое в складчину всеми жителями населённого пункта). Для братины характерна чашевидная форма с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой припаянной к тулову. К вертикальной части борта припаян открытый носик — слив. Крестьянские братыни не орнаментированы, но большая часть округлого тулова покрыта вертикально прочеканенными «ложками» удлинённой формы, придающими силуэту необычайную пластичность и изящество. Происхождение этих сосудов, скорее всего, восточное. Известно, что в XIII-XIV вв. Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготавливали медные чаши, котелки,ковши, подсвечники и др., которые расходились по Руси. В XVI-XVII вв. ковши из меди и серебра употреблялись на Руси в городах, позднее эти формы перешли в крестьянское искусство и заняли прочное место в сельском быту. Вполне вероятно, что на Север они были завезены из Поволжья — из Костромской, Ярославской или Нижегородской губерний, где художественная обработка металла и производство бытовых изделий из цветных металлов были широко распространены.