Общестепная группа VIII в. до Р.Х.- IX в. от Р.Х.

Для удобства и полноты восприятия, обширной по археологическим источникам, Общестепной группы, включавшей в себя, на разных этапах исторического процесса, миграции разных племён и народов, их взаимопроникновение и создание культурно-исторических общностей (КИО), мы взяли на себя смелость объединить некоторые АК и КИО. Тем более, что это ни в коей мере не противоречит выводам и определениям, приводимым в диссертации Светланы Валерьевны Салангиной.
Общестепная группа (Кочевники), по данным диссертации имеет хронологические границы: VIII в. до н.э.- IX в. н.э. и включает в себя следующие АК и КИО, в рамках которых зафиксировано бытование копоушек:
1. Древности Причерноморья скифов, сармат и гуннов — VIII в. до н.э. — IV в. н.э.
2. Древности Кавказа — VIII в. до н.э.-XIII в. н.э. ( аланы, гунны, хазары, болгары и др.)
3. Древности Крыма — I в. н.э.- IV в. н.э. (сарматы, гунны)
4. Салтово-маяцкая АК — VII в н.э. — XI в. н.э. (аланы, хазары, болгары)
5. Древности огузо-печенегов — IXв. н.э. — XI в. н.э. (торки, печенеги, берендеи)
6. Древности Волжской Болгарии — VIII в. н.э. — XIV в. н.э. (чуваши, башкиры, ранние славяне, тюрки).

Скифы и сарматы (VIII в. до н.э. — IV в. н.э.)

Северо-причерноморские степные древности скифов и сармат. Наиболее ранним зафиксированным периодом бытования копоушек является начало раннего железного века VIII-VI вв. до н.э. Именно в этот период в степной полосе Восточной Европы зафиксировано появление копоушек из золота, серебра, меди и бронзы, что стало началом формирования обще степной этнокультурной группы. Имея широкий хронологический (VIII в. до н.э. — IX в. н.э.) и географический (практически вся степная полоса изучаемого региона) ареал, общестепная группа копоушек характеризуется этнической мозаичностью. Материальная культура памятников достаточно близка между собой, отражает «традиционную» кочевническую культуру ираноязычного скифо-сарматского мира раннего железного века, что позволило нам объединить для последующего анализа памятники в рамках северо-причерноморских степных древностей скифов и сармат.

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Древности Кавказа (VIII в. до н.э. — XIII в. н.э.)

При всей близости и преемственности материальной культуры памятников Кавказа начиная с эпохи поздней бронзы — раннего железного века в этническом контексте они не составляют единства. Территория Кавказа была своеобразным этническим «котлом», в котором побывали аланы, гунны, готы, хазары, болгары и многие другие народы, что зафиксировано в письменных источниках. Сходные климатические условия, единое «экономическое» пространство обусловило формирование во многом единой (родственной) материальной культуры в регионе, а динамичная социально-политическая история демонстрирует частую смену доминирующих этносов, нередко не связанных этнически. Все выше сказанное позволяет рассмотреть памятники Кавказа в рамках единой культурно-исторической общности (КИО). В рамках носителей общестепной этнокультурной группы копоушек формируется аланская средневековая группа. Ее бытование связано с кавказскими аланами, а широкое распространение историческими событиями VII-VIII вв. — распадом Великого Тюркского каганата и образованием Хазарского. Арабо-хазарские войны на Кавказе, привели к частичному распылению и оттоку народов с Кавказа, формированию салтово-маяцкой АК и второй волны ранних болгар на Волге, в Нижнем и Среднем Прикамье (возможно с аланским компонентом).

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Древности Крыма (I в. н.э. — IV в. н.э.)

Практически примыкают к западным окраинам Кавказа археологические памятники Крыма. Дело в том, что Крым достаточно рано попал в сферу влияния различных государственных образований, что снивелировало материальную культуру населения полуострова. Это наблюдение позволяет нам рассмотреть памятники совокупно. В этническом смысле находки относят к эллинизированным сарматам и к гуннам.

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Салтово-Маяцкая АК VII-XI в.в. н.э.

Культура аланского населения лесостепной части Подонья, сложившаяся в результате переселения в этот регион аланских племён генетически связана с культурой алан Северного Кавказа. В широком смысле салтово-маяцкую культуру принято определять как «государственную культуру Хазарского каганата» и включать в её ареал степное Подонье, Приазовье, Тамань, Восточный Крым, Нижнее Поволжье и Прикаспийский Дагестан.М.И. Артамонов, основываясь, в том числе, и на археологических исследованиях, в монографии «История хазар» делает следующие выводы:

1. Народы, обитавшие в Подонье и Приазовье в VIII-IX вв., представляли собой конгломерат различных, взаимовлияющих друг на друга племенных групп, состоявших в основном из ираноязычных аланов и тюркоязычных болгар. Причём тюркский язык, судя по одинаковым надписям на камнях Маяцкого городища и на баклажках, найденных на нижнем Дону, был распространён в те столетия по всему Подонью — и на аланских лесостепных, и на болгарских степных поселениях, и в кочевьях.
2. В VIII—IX вв. народы Подонья и Приазовья входили в состав Хазарского каганата и переживали, как и сами хазары, бурный период становления феодализма и перехода от кочевого образа жизни к земледельческому — осёдлому.3. Переход к осёдлости, естественно, вызвал и такие явления, как развитие и расцвет ремёсел и торговли, т.е. рождение салтово-маяцкой культуры.

Население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с населением Хазарского каганата: аланами, болгарами, хазарами.

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00

Огузо-печенеги IX-XI в.в. н.э.

Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением. Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами.

На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата. Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов — предков татар-мишарей. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами. В «Повести временных лет» описано что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть Руси и быть ассимилированными.

В X веке другая часть огузов мигрирует на юго-восток, где они принимают ислам и нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государства Газневидов (с центром в Афганистане) и сельджуков (с центром в Туркмении). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными.

По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье  племенного союза чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Последнее упоминание тюркских вассалов Киевской Руси в летописи относится к 1235 году и касается торков. Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию. Однако полуоседлая и оседлая часть чёрных клобуков осталась в Поросье, принимая участие в генезисе запорожских казаков.

Ставротека
XIX в.

Распятие, эмалевые иконы

0

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезной иконой

Врезной иконостас XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

Врезной иконостас
XIX в.

Писаная икона с врезным складнем

00