Наперсный крест

В глубокой древности, по всей видимости, не различали кресты наперсные и нательные. Крест мог свободно носиться под одеждой или поверх нее.

Основываясь на архивных материалах, использованных в книге Капкова К.Г. (Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия. — М.:«Летопись», 2012 г.) ниже публикуется краткая история наперсного креста в хронологическом порядке.

Практика награждений наперсными крестами, в том числе и крестами-энколпионами, пришла на Русь из Византии. Известно, что согласно придворному уставу X века Константина Багрянородного, Император с соблюдением определенного чинопоследования раздавал в праздник св. пророка Илии серебряные кресты высшим придворным чинам. Исследователь византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондаков считал, что «и в Древней Руси ношение на цепях подобных крестов не могло не быть связано с известным почетным званием и служило, в известном смысле, его почетным знаком» (Кондаков Н. П. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. С. 181)

В конце XV века в духовном завещании Великий князь Василий Васильевич Темный писал: «сына своего Ивана благословляю крест Петров Чудотворцов, да крест золот Парамшинский, да шапка, да бармы, да сердоличная коробка <…> а сына своего Юрья благословляю <…> крест золот, что мя благословила моя мати Великая Княгини, да пояс золот на червчати ремени. А сына своего Ондрея большого крест золот Княж Дмитриевский меньшего с цепочкою; а сына своего Бориса благословляю крест золот, что мя благословила моя мати…» (Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. Примечания. С. 156.).

О том, что в XVI и XVII столетиях наперсные кресты жаловались Царями, и ношение их было распространено среди мирян, пишет и Н.И.Костомаров: «В довершении блеска своих одежд русские <…> вешали на шею драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к самим цепям прикрепляли кресты, и такие цепи передавались вместе с крестами от родителей к сыновьям как залог благоденствия. Также и цари жаловали ими своих приближенных. Иногда они были так массивны, что весили до двух фунтов» (Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях: утварь, одежда, пища и питие, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993. С. 100.)

В средние века на Руси наперсные кресты носили и женщины. Согласно исследованию Костомарова в XVI–XVII веках «шея женщины и девицы была увешана множеством крестов, образков и несколькими рядами монист жемчужных и золотых, иногда составленных в виде цепочки, на которых висели рядами коротенькие цепочки, каждая с крестиком. Кроме монист, знатные женщины носили золотые и серебряные позолоченные цепи, на которых висели большие кресты, отделанные финифтью».

Дарение наперсных крестов было важным элементом свадебной церемонии. Так, в свадебном чине (обычно сопровождавшем списки Домостроя), читаем: «по некотором времени, как договорятся, приезжает к теще мать жениха и смотрит невесту, и тут ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте один перстень, да назавтра пришлет с боярыней крест или панагию да фруктов». Перед свадьбою мать «возлагает» на невесту панагию, а отец жениха благословляет сына «крестом с мощами на шнурке, и возложит на него собственноручно»(Чин свадебный // Памятники литературы Древне Руси: середина XVI в. М., 1985).

Итак, как ясно видно из вышепоказанных свидетельств, в период XVI–XVII веков ношение наперсных крестов мирянами, в том числе женщинами, было вполне распространено в Московской Руси. Но в этот же период из духовенства носить наперсный крест и/или панагию (энколпион) разрешалось только епископам.

Это специально оговаривалось правилами Собора 1675 года. Носить два энколпия (в форме креста или панагии), помимо патриарха, имели право три митрополита: Киевский, Новгородский и Казанский. Во время пребывания в Московской епархии или при совместной службе с патриархом возлагать на себя два энколпия мог только митрополит Новгородский (Амвросий (Орнатский), архиеп. История российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807 -1815. Т. 1). Получается, на наш взгляд, странная ситуация. Мы имеем данные, что только миряне носили наперсные кресты издавна по начало XVIII века. Можно полагать, что в период X–XV веков (не позднее) и священнослужители, по желанию, могли носить кресты наравне со всеми, но об этом нам неизвестно, нет ни одного свидетельства.

В XVIII веке после преобразований Императора Петра I фасон одежды высших слоев общества значительно изменился. Сам Царь перестал носить наперсный крест, и со времени Петра I эта традиция стала забываться. Приближенные Петра также стали носить западное платье, и ношение мирянами наперсных крестов постепенно полностью выходит из употребления, а право ношения креста в период XVIII — начала XX веков постоянно расширяется на все больший круг священнослужителей. Только Императоры продолжали облачались в наперсный крест в особых церемониальных случаях.

Подводя итоги, кратко резюмируем ключевые моменты истории наперсного креста на Руси. Мы имеем свидетельства, что на протяжении XI–XVII веков ношение наперсных крестов было распространено среди мирян. Священнослужители (кроме епископов, и архимандритов в западнорусской митрополии) по крайней мере, уже в XVI–XVII веках наперсных крестов не носили. С начала XVIII века Императоры, за ними привилегированные сословия, а позднее и другие миряне перестают носить наперсный крест, и он становится элементом одежды духовенства.

Постепенно вслед за епископами крест начинают носить архимандриты в Великороссии, позднее игумены и избранные представители придворного и военного духовенства, далее игуменьи.В течении XIX–XX веков награждения наперсным крестом практикуются достаточно широко. С 1896 года все священнослужители получают право носить наперсный крест, который к настоящему времени стал обязательным элементом облачения священника при совершении литургии.

На протяжении XI–XIX веков наперсным крестом награждали Великие князья, Цари, Императоры, до учреждения Синода также и патриарх. С 1881 года по повелению Императора Александра III Св. Синод получил право награждать наперсным крестом самостоятельно.

После революции 1917 года утверждать эту награду стал Патриарх.

В наше время возможно ношение священником трех наградных наперсных крестов: первого — креста, утверждаемого епархиальным архиереем; второго — креста с украшениями, утверждаемого патриархом и третьего — так называемого «патриаршего» креста, утверждаемого также патриархом Православной Церкви (3–8 октября 2004 г. // www.patriarchia.ru/db/text/551935.html).

Таким образом, на протяжении XI–XXI веков порядок ношения наперсного креста претерпевал довольно сильные изменения.

Крест наперсный
XVIII в.

Ангел Великого Совета

0

Крест наперсный
XVIII в.

Распятие Христово с предстоящими

Крест наперсный
XVIII-XIX в.в.

Распятие Христово с предстоящими

Крест наперсный
XVIII-XIX в.в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XVIII в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XV-XVI в.в.

Распятие Христово/Никола Чудотворец

00

Крест наперсный
XV-XVII в.в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XVIII в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XVIII в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с херувимами

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XVIII-XIX в.в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XVIII-XIX в.в.

Распятие Христово с предстоящими и херувимами

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с праздниками

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с херувимами

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XVIII в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XVIII-XIX в.в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово

00

Крест наперсный
XVII-XVIII в.в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00

Крест наперсный
XIX в.

Распятие Христово с предстоящими

00
00