Штампованные паломнические образки, кресты и складни

Параллельно с меднолитыми иконами, в конце 19-начале 20 века широкое хождение приобретают штампованные образки, носимые на теле вместо крестов, а, зачастую, и вместе с крестами. Существует многообразие форм образков, основными, часто встречающимися при полевых работах являются иконки овальной, округлой и прямоугольной форм. Основная сюжетная линия прослеживающаяся в иконографии: образы месточтимых святых (т.е. образы святых, наиболее почитавшихся в той или иной местности Российской Империи, в тех же регионах, как правило, и изготавливающихся); общечтимых святых (к данной группе можно отнести образы святых, широко чтимых во все времена торжества христианства вообще и в частности, русского православия, так же  сюда относятся образы некоторых святых, канонизированных в разные эпохи, вплоть до прихода большевиков к власти 20 веке); образы Богородицы, образ Христа и креста Господня, памятные образки (т.е. приуроченные к каким либо памятным датам в истории РПЦ, либо свидетельствующие о принадлежности к какому либо духовному заведению, торжеству или окончанию оного).

Валерий Квятковский, в своей книге «Нательные образки предреволюционного периода» справедливо замечает: «массовые «народные» изделия — кресты и образки Нового времени, практически не затрагиваются исследователями…Не представлены они и в музеях… Это приводит к тому, что достаточно распространенный предмет зачастую приводит находчика в недоумение…Нательные образки в 19 — нач.20 века производились множеством больших и малых мастерских, причем в массе своей старообрядческих. Кроме того, образки изготавливались и в мастерских, существовавших при монастырях…обычно производивших образки с изображениями святых, чьи мощи покоились в данном монастыре или с изображением чудотворной иконы, находящейся в обители. Часто такие образки приобретались паломниками из разных областей России, поэтому их место нахождения может быть существенно удалено от места изготовления.Помимо медных широкое распространение получили образки из серебра, как в связи с удешевлением серебра, так и из-за роста общего благосостояния населения России в рассматриваемый период. Оловянные и свинцовые образки практически не встречаются в обозначенный период времени, за исключением полуподпольных изделий раннесоветского периода, весьма грубого исполнения кустарным способом по дореволюционным образцам. Около  60% образков второй половины 19 — нач. 20 века составляют изделия небольшого размера — не более 30мм, изготавливавшихся методом штамповки со слабой рельефностью изображений. Это проявляется в плохой сохранности находимых образков. Оглавие чаще всего делалось в виде плоского ушка. Встречаются образки как двусторонние, так и одностороннего штампа. На обратной стороне, преимущественно на серебряных образках, гравер указывал имя владельцы или короткую заздравницу «Боже храни (имярек)», «Спаси и сохрани».

Явление Богородицы Сергию Радонежскому
сторона А

XIX-нач.XXв., г. Владимир

0

Успение Пресвятой Богородицы
финифть, сторона Б

XIX-нач.XXв., г. Владимир

Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские

сторона А, нач.XXв

Крест нательный
Распятие Христово

сторона А, нач.XXв.

00
Заказать

Спаситель / Николай Чудотворец

сторона А, нач.XXв.

00
Заказать

Голгофский Крест

сторона Б, нач.XXв.

00
Заказать

Святой Николай Чудотворец

сторона А, нач.XXв.

00
Заказать

Успение Пресвятой Богородицы

сторона Б, нач.XXв.

00
Заказать

Великомученица
Варвара

сторона А, нач.XXв.

00

Святые Печёрские чудотворцы

сторона Б, нач.XXв.

00

Богородица

сторона А, нач.XXв.

00
Заказать

Молитва Богородице

сторона Б, нач.XXв.

00

Крест нательный
Распятие Христово

сторона А, нач.XXв.

00
Заказать

Крест нательный
Молитва Кресту

сторона Б, нач.XXв.

00

Крест нательный
Распятие Христово

сторона А, нач.XXв.

00

Крест нательный
Святые, молитва

сторона Б, нач.XXв.

00

Складень Спаситель / Николай Чудотворец

сторона А, нач.XXв.

00

Голгофский Крест

сторона Б, нач.XXв.

00

Святые

сторона А, нач.XXв.

00

Святой

сторона Б, нач.XXв.

00