Врезные иконостасы

Среди икон, бытовавших, преимущественно, в старообрядческой среде, имели распространение культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики.
Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVIII-XIX веках. Литые иконы неоднократно запрещались указами властей и православной церкви. Несмотря на бытование и распространение медного литья у православного населения, основым носителем целого пласта культуры в виде комбинированных произведений оставались именно старообрядцы.
Врезные произведения можно разделить на 3-и группы.
В первой группе композиционной основой являются литые произведения пластики: распятие, икона, складень. Доска, в которую они врезаны, служит  «кивоткой» — декоративным оформлением пластического элемента, занимающего промежуточное место между иконами и объёмными киотами. Они представляют собой сосновые доски, обработанные как для иконы, со сквозной врезной шпонкой или меньшие  — без шпонки, с декоративной росписью маслом и вырезанными в дереве выемками для медной пластики, возможны элементы накладной резьбы.
В произведениях второй группы пластика и живопись составляют единую систему, равноправную в идейном и композиционном отношениях.
К третьей группе относятся домашние иконостасы. Обычно это доска, обработанная как иконная, размером до полуметра, покрытая краской или сусальным золотом. На ней укреплено несколько произведений медного литья: в центре — обычно Распятие, вверху трехстворчатый складень с изображением Деисуса. Другие сюжеты менее каноничны — либо это изображения особо почитаемых святых, либо соимённых владельцу и членам его семьи.
«Кивотки», получившие большее или меньшее распространение в крестьянской старообрядческой среде, являясь произведениями низовой культуры. Широкое распространение в православной среде крестьянской иконы в XIX веке является в основе близким «кивоткам» явлением. Кроме того, глаз православного верующего был приучен к соединению живописи и металлическими окладами, получившими широкое распространение в русской среде с середины XVI века. Однако в «кивотках» художественный приём как бы переосмысливается наоборот: Здесь живопись обрамляет пластику, в то время как в канонической иконе металлический оклад имеет декоративную функцию, обрамляя письмо.
В разделе представлены врезные иконы из частных собраний коллекционеров Москвы, Нижегородской и Тверской областей, любезно согласившихся предоставить на обозрение свои экспонаты.

Крест нательный
XII-XIII в.в.

Крест с криновидными концами

0

Крест нательный
XII-XIII в.в.

Крест с выемчатой эмалью

Крест нательный
XIV-XVI в.в.

"Распятие Христово/Богородица Ассунта"

Крест нательный
XIV-XVI в.в.

"Св. муч. Никита, побивающий беса"

00
Заказать

Крест нательный
XVII - нач. XVIII в.

Крест, "корсунчик"

00
Заказать

Крест нательный
XIII-XV в.в.

Равносторонний, с криновидными окончаниями

00
Заказать

Крест нательный
XVI-XVII в.в.

Крест килевидный

00
Заказать

Крест нательный
XV - XVI в.в.

Спас Нерукотворный, избранные святые

00
Заказать