ВВЕДЕНИЕ В «БИРЮЛЁВОВЕДЕНИЕ»
background

Итак, что мы знаем о районе Бирюлёво, суммируя общедоступные данные, из разных, преимущественно, интернет-источников? Да не обидятся на меня их писавшие и публиковавшие и, возможно, усмотревшие в размещении своих переработанных мною материалов, плагиата. Ни в коем случае!

Заранее благодарю всех за предоставленную информацию. Все, публикуемые в данном разделе материалы имеют лишь одну цель — обобщить столь разрозненную и, подчас, спутанную информацию о нашем районе и, частично, других, прилегающих к нему, ибо усматривается глубокая историческая взаимосвязь.

Хочется процитировать, из чувства солидарности и исторической объективности, слова с «неофициальной страницы района Бирюлёво» — «…Бирюлево не делится на восточное и западное, пассажирское и товарное. Район исторически един и любое его разделение неестественно».

Фрагмент карты 1878-1909 г.г. Управление военных топографов. Масштаб: 2 версты в дюйме, IV-6 (Москва).

Мы сознательно не используем активных ссылок на чужие ресурсы в теле статей в силу того, что, к сожалению, по разным обстоятельствам, со временем, ссылки могут вести на неактивные ресурсы или, даже, нетематические и вирусосодержащие порталы. Да не обидятся их авторы, мы с удовольствием разместим ссылки в разделе «Наши друзья».

Итак, как мы можем заметить, на этом маленьком фрагменте карты, присутствует явная удалённость между населённым пунктом Бирюлёво и двумя железнодорожными станциями. Но, начнём по порядку.

Версий о происхождении названия сельца ходит много и порой почти что сказочных. Не будем на них останавливаться, достаточно зайти на любой интернет-ресурс, связанный с районом и ознакомиться с ними. Наиболее правдоподобной и распространённой в топонимах по России, в целом, представляется версия о происхождении названия сельца от фамилии его владельцев, в данном случае, Бирюлёвых — дворянского рода, представители которого, возможно, владели одноименным сельцом и землями вокруг него до определённого времени, ибо известно, что первыми, документально известными владельцами, являлись Плещеевы.

Судя по писцовой книге 1627 г., «деревня Бирилево, Раслово тож, на речке Сухой Городенке» (так, очевидно, называлась в своих верховьях не вобравшая еще в себя притоки река Городня — по предположению Сергея Щеголева), находилась в поместье за Иваном Васильевичем Плещеевым, которому досталась после отца и дяди. Тогда она состояла из двора помещика, в котором жили приказчик и «деловые» люди, и одного двора бобылей. В 1646 г. при следующем владельце — Алексее Андреевиче Плещееве здесь зафиксировано уже семь крестьянских дворов и 13 человек.

В 1709 г. сельцом «Бирюлево, Рослово тож, на речке Сухой Гороженке (в других документах встречаются еще названия Сухая Гребенка, Сухая Саржа – по предположению Сергея Щеголева), по левую сторону Болшие Серпуховские дороги» владели стольники Алексей Львович и Иван Никифорович Плещеевы. В собственности у каждого было по двору вотчинника, где жили их «деловые» люди. Здесь же находились: крестьянский двор с 5 душами, принадлежавший первому, и два крестьянских двора с 6 душами, находившиеся в собственности другого владельца.

По данным Генерального межевания (имеется в виду описание к «Плану генерального межевания Московского уезда Московской губернии», изданному в 1797 г.), сельцо Бирюлево, с 74 душами мужского пола, располагавшееся на правом берегу речки, принадлежало лейб-гвардии секунд-майору Петру Алексеевичу Татищеву (известному масону) и поручику Александру Алексеевичу Плещееву. В 1812 г. хозяйкой Бирюлева была княгиня Наталья Петровна Долгорукова: тогда девять ее крестьян ушли в народное ополчение.

В середине 19 века сельцом владели князья Оболенские. Тогда в нем проживало 36 мужчин и 37 женщин. В 1853 г. часть своих владений княгиня Оболенская продала мещанке Романовой.

Неподалеку от сельца, на берегу Городни, у княгини Аграфены Степановны Оболенской была усадьба, состоявшая из господского дома и оранжереи. Именно к этой самой усадьбе и вела сохранившаяся до сих пор старинная липовая аллея между улицами Красного Маяка и Чертановской, поднимающаяся в гору параллельно течению Городни. От усадьбы ничего не осталось, кроме этой аллеи. По сведениям старожилов — господский дом ещё в 1960-х годах стоял чуть севернее пруда.

По данным 1859 г., сельцо находилось  по правую сторону Серпуховского шоссе, в нем было 26 дворов.
По данным 1884 г., в ставшей деревней (термин из статьи Клочковой Т.В. «Поселок Бирюлево» — здесь, видимо, Клочкова Т.В. основывается на одной из карт того периода, где, в условных обозначениях к населенным пунктам, сельцо представлено символом деревни) Бирюлево Зюзинской волости имелись одна летняя дача владельца и 18 дворов, в которых проживало 108 человек.Недалеко от неё (в 3/4 версты от него) на Серпуховском шоссе находилась Бирюлёвская почтовая станция, отстоявшая от Москвы в 17 верстах. На почтовой станции было два трактира и 5 дворов с населением 30 человек (Афанасьев В.П.  Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. М., 1884. С.52.).

К концу 19 века деревня (сельцо) вместе с усадьбой принадлежала уже инженер-капитану Ромейко, а к 1899 г. она уже перешла к действительному статскому советнику Донату Адамовичу Печонтковскому. К этому времени имение занимало площадь в 342 десятины. В Бирюлёво было 25 хозяйств и 149 человек. В их владении находилось 125 гектаров земли. Различными промыслами было занято 22 человека из 10 хозяйств. Селение характеризовалось как садоводческое, с практически одинаковым количеством посадок картофеля и посевов зерновых культур, сохраняющее трехполье, имеющее хорошие покосы, а также содержащее в своей земле большие запасы глины, использовавшиеся для кирпичного производства.

Незадолго до Первой Мировой войны в деревне (сельце) насчитывалось 22 крестьянских двора.Известно, также, что, в 1926 г. население Бирюлёво составляло 241 человека, живших в 43 хозяйствах, у которых в землепользовании имелось 195 гектаров. В 1940-е гг. в деревне по документам отмечался колхоз «Новая жизнь». После 1960 г. деревня вошла в состав Москвы, ныне ее территории включены в состав районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное.(По материалам портала www.chertanoved.msk.ru, публикациям Коробко М.Ю. и Клочковой Т.В.)

Общие сведения:Сельцом в России, руководствуясь словарём Ушакова, называлась деревня или небольшое село при помещичьей усадьбе. Так же известно предположение, что сельцо отличалось от села наличием на его территории небольшой часовни, а не церкви с приходом.

Возвращаясь к, возможным, первым владельцам сельца (деревни) Бирюлево, повлиявшим на название, мы узнаём о роде Бирюлевых, из сведений, размещённых на портале «Академик» следующее: Бирюлевы и Бирилевы — русский дворянский род, происходящий от двух сыновей Петра Бирюлева — Захария (Нечая) и Михаила, которые были жалованы поместьями в Углицком и Устюжском уездах в половине XVI в.

Потомство первого из них Захария (Нечая) Петровича внесено в родословную книгу Тверской губернии, но не в шестую ее часть, а во вторую, по непредставлению достаточных документов о древности рода. (www.dic.academic.ru)

Современное Бирюлево получило свое название по станции Бирюлево и пристанционному поселку. На месте территорий, ныне входящих в состав районов Бирюлёво Западное и Восточное, ещё в конце 19 в. был густой лиственный лес, чередующийся с болотами.

Однако, к 1900 г. от города Павельца сюда подошла линия Рязано-Уральской железной дороги, и на месте нынешней ст. Бирюлёво-Товарная была построена первая в этих местах станция , названная по имени ближайшего к ней селения – Загорья.

На снимке: предположительно, участники строительства железнодорожной станции Бирюлево Павелецкой ветки Московско-Рязанско-Уральской железной дороги

Единственная, найденная в рунете, фотография, связанная со станцией Бирюлёво, датированная 1900 годом. К сожалению, нет сведений о людях, изображённых на ней, кроме того, что большинство  одеты в железнодорожную форму. Можно предположить, что это первопроходцы новой дороги или сотрудники станции.

Из донесения: «Его Императорскому Высочеству, господину Московскому генерал-губернатору. Великому князю Сергею Александровичу. Честь имею почтительнейше донести Вашему Высочеству, что сего 19 января 1900 года, по совершении молебствия на всех станциях, открыто правильное движение пассажирских и товарных потоков от Павельца до Загорья и по соединительной ветви от Загорья до Царицыно…. Управляющий Рязано-Уральской железной дорогой, инженер Кондауров».

В целом работы продвигались поразительно быстро: уже 15 сентября 1899 года линию Павелец-Загорье предъявили к сдаче, а 19 января (по старому стилю) следующего года началась эксплуатация. Участок Загорье-Москва сдали 1 сентября 1900 года. До этого поезда шли по соединительной линии в Царицыно и дальше на Курскую товарную станцию или на Курский вокзал.

Но необходимо было соблюсти обязательно правило: название станции не должно было повторяться на железнодорожной карте, а станция «Загорье», как оказалось, уже была, и поэтому, в скорости, станцию «Загорье» переименовали в «Бирюлёво», как раз по сельцу (деревне) Бирюлёво, отстоявшему от станции на 4 версты. Хоть и не совсем близко, зато не было повторения названия.

В сентябре того же года был завершён последний участок железнодорожной линии – до Москвы к Павелецкому вокзалу.

Станции Бирюлево работала по пассажирскому расписанию главным образом в дачный сезон. В зимнее время сюда заезжали любители веселых поездок на пикники. В первое десятилетие XX века дачная жизнь развивалась здесь с каждым годом.

По воспоминаниям старожила Бирюлёво, бывшего директора школы № 877, Полукарова Николая Николаевича (1923 — 2004) мы узнаём интересные подробности жизни в этих местах:

«Я приехал в Бирюлёво в 1947 году. Раньше здесь был сплошной лес и среди него всего одна дорога-просека.

Ещё в царские времена здесь выделялись маленькие участки земли для посева культур. Первыми такие участки получили: Шинкевичи, Завьяловы, Батенко (на месте Загорья). В настоящее время там находится ТЭЦ, БИКОМ. У этих жителей там было своё хозяйство, дом, скотина, посевы.

В 1920 -х годах началась индустриализация. Железная дорога стала расширяться. По тому времени станция Бирюлёво была очень большая по сравнению с другими. Бирюлёво находится на возвышенном месте, а мощность паровозов была мала, и поэтому в Расторгуеве всегда находился паровоз-толкач. Около железной дороги было очень грязно, и людям, которые жили у дороги, было некомфортно проживать там.

В Хрущёвские времена коров стали уводить с личных дворов. Приходи на другой день в правление, получи деньги за свою корову. В Загорье в то время был маленький колхоз «Прудищенский» и на усадьбе Шинкевича была организована плодоовощная база».


Однако в 1913 году началась война, затем в 1917 году революция, потом Гражданская война. В 1930-е годы шёл интенсивный рост населения Москвы и дачное значение этих мест было утрачено, постепенно здесь стали селиться не на дачный сезон, а постоянно.

При станции Бирюлево было построено: оборотное депо с паровозным зданием на 7 стойл, малые мастерские и посёлок железнодорожников. В поселке находилась чайная лавка и третьеразрядный трактир (кабак) Золотова.

На расстоянии полторы версты (около 1,6 км) от станции Бирюлево находился большой кирпичный завод инженера А.П.Верховского, с печью системы Гофмана, выделывающий от 5 до 6 миллионов штук кирпича в год. Завод соединялся со станцией рельсовым путем протяжением 1,38 версты (около 1,5км).

Техническая работа станции сосредоточивалась на составлении передач товарных вагонов, идущих через Московскую окружную и Московско-Курскую дороги. Ежедневно станция отправляет и принимает в среднем 29 поездов. Мощность первых паровозов была очень мала, поэтому на станции Расторгуево к большим составам обычно цепляли дополнительный паровоз-толкач. С юга в Москву везли нефть, каменный уголь, из Сибири – лес. Паровозы сильно дымили, так что вся земля в Бирюлёве вдоль дороги была черной от угля и паровозной гари.

Чтобы не возникло недопонимания — станция с окружающей её инфраструктурой располагалась ближе к нынешней платформе Бирюлёво — Товарная, где и по сей день сохранилось полуразрушенное здание ремонтного депо, частично заваленное подземное углехранилище и складские помещения, поворотный механизм для разворота паровозов, здание водокачки.

На карте 1909-го года станций значится уже две — товарная и пассажирская, следовательно, в середине или ближе к концу первого десятилетия 20-го века, дабы разграничить высадку пассажиров и разгрузку товарных составов, был построен остановочный пункт (платформа), названный станцией Бирюлёво-Пассажирское.

Пассажирская платформа в районе станции Бирюлёво-Товарная была построена только в 1936 году.

Приведем, в качестве примера проходимости станции Бирюлёво за 1911 год, следующие данные: было продано более 32 тысяч билетов всех классов в преобладающем направлении на Москву. Грузов в том же году было отправлено 1233 тыс. пудов (около 20 тонн), а прибыло 277 тыс. пудов (около 4,5 тонн). Отправленными грузами в основном были кирпичи, а прибывающими — торф и лесной материал.

Станция Бирюлево была связана передаточной ветвью со станцией Царицыно-Дачное Московско-Курской железной дороги (она связана с ней и поныне, хотя и потеряла прошлое стратегическое значение).
При этой последней станции расположена известная  усадьба «Царицыно», имеющая весьма интересное прошлое. 

Пока нам не известна точная дата появления первого образовательного учреждения на территории посёлка. По разным источникам сети дата колеблется между 1903 и 1908 годами. Все сведения сводятся к тому, что, первоначально, появилось двуклассное училище Министерства народного просвещения на железнодорожной станции Бирюлево Павелецкой ветки Московско-Рязанско-Уральской железной дороги на 200 человек. Позже это училище стало железнодорожным, единственным профессиональным учебным заведением в волости. Училище помещалось в одноэтажном деревянном особняке и состояло из трех классных комнат.

В 1911 году при содействии Правления Рязанско-Уральской железной дороги и по ходатайству работников, обслуживающих станцию Бирюлево, в поселке было разрешено построить школу-церковь на базе железнодорожного училища. Разрешение было выдано от имени Московской духовной консистории. Согласно Указу Священного Синода от 8 ноября 1911 года тогда, когда шло строительство школы, был открыт «самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с содержанием из местных средств».

К весне 1912 года церковь была уже построена. Тогда же произошло ее освящение во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь размещалась в деревянной комнате, которая была пристроена к зданию училища. Пристройка соединялась с классной комнатой створчатой дверью, которую открывали в час богослужений во время самых важных религиозных праздников, когда в храме собиралось много верующих.

В одной из ведомостей 1916 года сохранилось такое описание церкви: «Зданием деревянная, в одной связи с училищем, на каменном фундаменте, с колокольнею временной на деревянных столбах…, престолов в ней один, во имя святаго благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго».

Со слов старожила района, удалось определить его местоположение — здание железнодорожного училища территориально находилось и да и существует поныне близ храма Николая Мирликийского.

В 1940 году место железнодорожного училища занял, вновь основанный, Московский машиностроительный техникум (отметивший в 2010 году свой семидесятилетний юбилей), организованный при московском заводе «Компрессор».

В канун ВОВ требовались специалисты по минному вооружению. Ускоренно, в 1942 г., в самый разгар войны, техникум делает первый выпуск специалистов по производству «минных», или, вернее, ракетных установок, получивших впоследствии знаменитое наименование «Катюша».Такое боевое началимеет учебное заведение, которое в 1956 г. было переименовано в Московский приборостроительны техникум и сохранило этот «титул» до сего дня.

Пока не известно точно, как выглядело первое здание училища с пристроенным храмом, ясно, что в течении всего времени облик здания менялся, пока не приобрёл тот, что известен сейчас.

Содержание храма велось на средства Правления Рязанско-Уральской железной дороги, но не только. Посильную помощь в поддержании внешнего вида храма, а также другую поддержку оказывали рабочие, служащие депо и крестьяне сельца Бирюлево. В то время храм не имел в собственности своей земли. Даже дома, в которых проживали священник и псаломщик, построенные в 1900-1904 гг., принадлежали Правлению Рязанско-Уральской железной дороги. При церкви не значилось приписных к ней часовен, кладбищенских и молитвенных домов.

Первым священником новой церкви стал Александр Стремлянов, псаломщиком — Николай Воздвиженский, но совсем скоро его заменил Сергей Холин.

В 1918 году, когда был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, храм за малым не упразднили, что было сделано с другими церквями. Однако сохранение храма отстаивали верующие жители поселка и села Бирюлево, которые в этих целях создали православную общину и подписали договор с Московским уездным советом, по которому храм передавался в бессрочное и бесплатное владение Общине. Но, как покажет время, и эта мера не спасла храм от прекращения его существования, а только лишь способствовала тому, что дата закрытия храма была отложена.

Но уже в начале 1924 года «по причинам обострения классовой борьбы» судьба храма была предопределена. «Ввиду чрезвычайной тесноты» (в связи с тем, что Бирюлевской школе 1-ой ступени приходилось работать в три смены), и «для того, чтобы совершенно изолировать детей от религиозного влияния церкви» на собрании, где присутствовали служащие и рабочие станции было решено произвести расширение помещения школы за счет храма, «предложив верующим, согласно протоколу, если им угодно, построить церковь для себя».

В марте 1924 года Постановлением Президиума Московского Совета рабоче-крестьянских депутатов храм во имя Александра Невского был закрыт, а в мае того же года о его существовании уже ничто не напоминало, т.к. помещение храма было безвозвратно передано Администрации железнодорожной школы, а его имущество перевели в Покровскую церковь с. Покровского, которая находилась ближе всего от Бирюлево.

В июне 1924 года Президиумом Моссовета было разрешено Приходскому совету ликвидированного храма построить новую церковь. Для этого выделялась территория кладбища, которое возникло около железнодорожной станции за 1917-1923 годы (ранее захоронение жителей сельца и поселка производилось на Покровском кладбище).

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Тихона было начато строительство храма. Деревянная одноэтажная церковь была возведена исключительно совместными усилиями и на средства самих прихожан, поскольку сбор денежных средств на добровольной основе по московским церквям на сооружение храма был запрещен.

К 14 декабря 1924 года церковь была построена и сразу же освящена во имя Николая Чудотворца. Священником в Никольском храме назначили иерея Василия Канардова, который в 1937 году был репрессирован.

15 июня 1925 года между православной общиной Бирюлево и Московским уездным советом рабочих и красноармейских депутатов был заключен договор, по которому ей передавалось в бесплатное пользование деревянный одноэтажный храм с колокольней, а также находившиеся при нем деревянная сторожка и кладбище».

1 марта 1956 года храм полностью сгорел и жители поселка приняли решение организовать молельный дом в церковной сторожке, которая не пострадала от пожара. И уже через 10 дней после этого трагического события возобновилось проведение службы.

Однако прихожане сгоревшей церкви не утрачивали надежды на перспективу строительства нового храма на прежнем месте. Несколько раз Церковный совет и община верующих выступали перед властями с просьбами разрешить возведение храма. Но представители властей были непоколебимы и всегда отвечали отказом.

Но вот, после длительных переговоров, в 1957 году был возведен бирюлевский храм, строительство которого осуществляли сами прихожане за счет своих средств.

Верующие из близлежащих соседних деревень передали для церкви иконы. Иконостас был собран из уцелевших частей разорённых храмов художником-реставратором Вячеславом Андреевичем Рыбаковым.

Церковь была освящена 22 декабря 1957 года в честь Николая Чудотворца, в день праздника иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость».В 1959 году в Никольском храме был устроен приставной престол во имя Покрова Божией Матери.

Церковь стоит здесь и поныне. Проводятся ежедневные службы, однако, для столь большого района и со значительным увеличением паствы, особенно в праздничные дни, видно, что храм с трудом вмещает верующих. Долгое время ведётся сбор средств на строительство близ деревянного, нового, большого каменного, храма, однако, в силу различных обстоятельств, в ближайшем будущем сложно прогнозировать его постройку.Тем не менее, по программе быстровозводимых храмов в Москве, будет построен новый модульный храм близ платформы Бирюлёво Пассажирская, о чем свидетельствует плакат на месте будущего строительства.

Но вернемся во времена существования рабочего посёлка Бирюлёво.

В 1920 г. население поселка составляло уже 1600 человек, здесь числилось 145 домовладений, располагавших 340 жилыми квартирами, из которых 16 пустовали. В Бирюлеве был создан поселковый совет, председателем которого, по сохранившимся сведениям, стал Петр Васильевич Садко.

Помимо поселка железнодорожников рядом со станцией существовал и дачный поселок. С ростом населения в Бирюлеве дачи стали национализировать и заселять их приезжими. К 1930 г. этот резерв был полностью исчерпан, и для решения жилищного кризиса пришлось начать массовое возведение деревянных бараков (судя по номерам зданий, их было не менее 400). Но даже такого жилья не хватало, и транспортных рабочих стали селить в товарных вагонах-«теплушках», приспосабливая их под семейное жилье.

Вновь возникшие «Шанхаи» стали именовать поселками ПЧР (поселки чернорабочих). Положение еще осложнялось и тем, что с 1935 г. из-за начавшейся реконструкции Москвы население ближайших пригородов Москвы стало расти за счет москвичей, выселявшихся из центра столицы. Выселяемым давали компенсацию, которой хватало лишь на приобретение жилья в пригородах.Чтобы хоть как-то разрешить жилищный кризис, государство разрешило строительство домов частного сектора. Землю под строительство давали по договору с последующей выплатой. В результате этого на окраинах поселка возникли хутора Пожарка, Пчелка, Новая Пчелка, Старая Пчелка.

В 1938 году на территории Бирюлевского лесопарка был создан дендрологический парк. Инженер-дендролог В.К.Полозов обратился в Отдел лесопаркового хозяйства Моссовета с предложением создать питомник декоративных деревьев и кустарников, который одновременно стал бы и парком общественного назначения. Организовывался питомник с целью получения посадочного материала для других лесопарков и испытание в наших условиях новых, ценных в декоративном отношении экзотических пород. В период с 1938 по 1942 год проект был в основном осуществлен: проложена дорожная сеть, высажены «кварталы» различных деревьев и кустарников, устроено три водоема.

В местной газете «Ленинский путь» за 1938 г. о достижениях в сфере бирюлевского строительства говорилось: «Начата прокладка ж/д ветки от Бирюлево на коксогазовый завод (г. Видное)… построен новый магазин, лавка, почтовое отделение…За годы Советской власти вырос новый рабочий поселок. За прошлый год построено 300 новых домов, средняя школа, амбулатория, 3 магазина, дома для рабочих фабрики имени Калинина, для работников фабрики Орджоникидзе, 2-х этажный дом для учителей, два 2-х этажных дома для работников узла и трудящихся поселка, водопровод…».

Сохранилось воспоминание учительницы иностранного языка, Булановой Тамары Васильевны: «Моя семья приехала в Бирюлёво в 1938 году из города Можайска. Вначале мы снимали квартиру у станции Бирюлёво Пассажирская на улице Карла Маркса. Здесь была очень красивая местность. Перед домом, в котором мы жили, находился небольшой пруд. В этой части Бирюлёво было где-то 5 прудов и плотина. Они назывались «Крестовники», потому что в старые времена здесь проживала и была владелицей усадьбы помещица Крестовникова. Кругом, куда ни посмотришь, была зелень, высокие деревья, очень старые, и всё выглядело очень живописно.
Через год мой отец получил в качестве премии за отличную работу на железнодорожной станции Бирюлёво Товарная, земельный участок. И мы начали постройку дома. Земельный участок находился недалеко от железной дороги, а приблизительно в 600 метрах был лес.

Лес густой, очень красивый и служил местом отдыха для людей. Туда я ходила даже за грибами с родителями. Этот лес тянулся на большое расстояние и назывался Булатниковским. Севернее располагалось село Покровское. В Булатниковском лесу часто останавливались цыгане и местные жители, и мы, ребятишки, бегали туда смотреть на их зажигательные танцы и слушать их песни, восхищаясь их задором. Прямо в лесу жила одна очень старая женщина, её все называли «Пятачиха», она была безродная. Никто не знал.

Откуда она тут появилась, но слыла, как бы хранительницей леса. По железной дороге тогда ходили паровозы, в течение дня всего несколькопаровозов, и люди, чтобы добраться до Москвы от Бирюлёво и дальше, часто ездили на подножках вагонов. Как только заметят кондуктора, так сразу спрыгивали, а уж дальше добирались, кто как сумеет.Посёлок постепенно разрастался, расширялся, и лес постепенно отступал всё дальше. К началу 1941 года это был уже большой посёлок, в котором преобладал частный сектор. Все домики были в зелени и представляли собой живописную картину.

Начало войны я встретила в Бирюлёво. Жизнь стала ужасной для каждой семьи. Начались чёрные дни. Все мужчины ушли на фронт, чтобы защищать свою Родину. Около каждого дома рыли бомбоубежища, которое хоть как-то защищало людей от налётов. Каждый день был слышен вой сирены, который предупреждал людей об опасности. Днём налёты фашистов были буквально через час — полтора. В августе мы с мамой эвакуировались в Воронеж.

Обратно в Бирюлёво мы вернулись в 1946 году. Это было очень трудное время для всех людей, но мы не падали духом и продолжали жить, трудиться и боролись с трудностями. Посёлок разрастался. По железной дороге ходили уже не паровозы, а электрички. Бирюлёво выглядело опять, как живописный уголок. В то время здесь работало три школы: №34 — железнодорожная, школа №13, напротив современной булочной (Бирюлёвская, 34) и №5, недалеко от того места, где потом построили кинотеатр «Бирюсинка».

Перед войной в Бирюлёво было много грабарей. Это мужики на телегах возили кирпич, дрова. После войны их стало меньше, потом совсем не стало видно. Приблизительно к 50-м годам в Бирюлёво стали появляться 2-х этажные кирпичные дома, но всё-таки преобладал частный сектор.

Я помню, как горела Бирюлёвская церковь в 1956 году. Огонь был такой силы, что глазам было больно смотреть. Мы все побежали на станцию Бирюлёво Товарная просить шланг, но там только рукой махнули: «Пускай горит!» и шланг не дали. Но церковь всё-таки восстановили после пожара.

А потом, в начале 70-х годов посёлок начали сносить, быстро построили новые дома, и не стало прежней красоты…».


В 1939 г. в поселке было возведено двухэтажное здание школы № 13, а в 1940 г. были построены водопровод (5 км) и пешеходный мост через железную дорогу у станции Бирюлёво-Товарная (заменен в 1970 г. подземным туннелем). До этого с водоснабжением были большие трудности, за водой ходили на станцию к колонке. Затем вырыли 3 колодца, причем питьевая вода была лишь в одном, называемом «святым». Когда колодцы просели, их заменили на колонки.

Во время Великой Отечественной войны в Бирюлёве стояла вторая зенитная батарея. Командовал батареей лейтенант Сысоев. На станции Бирюлёво-Товарная разгружали вагоны с боеприпасами, которые все шли на батарею.

В самом начале войны, в ночь на 22 июля 1941 года в первый же массированный налет на Москву немецкой авиации был атакован крупный элеватор зерна, расположенный на станции Бирюлево Товарная. Работы по тушению пожара велись в сложных условиях. Германские летчики, используя в качестве ориентиров огромный столб огня и бушующее пламя, неоднократно атаковали элеватор. Личному составу московских пожарных частей потребовалось большое напряжение сил и мужество, чтобы погасить этот пожар. Элеватор горел несколько дней. Полусгоревшее зерно рабочие успели выбросить в ближайший овраг. Хлеб из него испечь было уже нельзя, но кашу сварить можно. И жители окрестных селений всю зиму вывозили на санках зерно в мешках. Попорченного зерна в овраге было так много, что в нем как в шахтах, рыли пещеры, отыскивая пригодную к употреблению пшеницу. После этой вражеской бомбардировки паек хлеба для москвичей был значительно сокращен. Было сожжено такое количество зерна, которого хватило бы Москве на все четыре года войны…

После войны поселок разрастался дальше. По железной дороге ходили уже не паровозы, а электропоезда. Население поселка в 1959 г. насчитывало 21500 человек.

В 1960 году согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче г. Москве территории Лесопаркового защитного пояса поселок Бирюлево стал частью Пролетарского района столицы.

Позднее было проведено деление единого поселка Бирюлево по линии железной дороги Павелецкого направления на две части — восточную и западную — и отнесение их к разным московским районам — Красногвардейскому и Советскому соответственно.

В 1964-65 годах была достроена Московская кольцевая автодорога и с 1969 года началась активная застройка поселка и превращение его в «спальный» район.

С 1971 г. здесь начался снос домов, на их месте поднялись современные многоэтажные корпуса. Некоторые старые здания, оставшиеся от поселка, еще сохранились. Многие названия улиц поселка были перенесены на новостроящиеся улицы разных районов юга Москвы.

Район рос стремительно, и для строительства многоэтажного и многоподъездного дома, впоследствии названного в народе «Шанхаем» за очень большое количество жильцов, кладбище необходимо было перенести. После перезахоронения праха схимонахини Серафимы и др. на территории церкви в 1977 году кладбище было срыто и, частично захватив его территорию, был построен дом.

С этого момента началось активное заселение построенных зданий москвичами, сосланными в новый микрорайон из Дзержинского, Сокольнического и некоторых других районов Москвы.

До сих пор, в районах новостроек, в спальных районах, некоторые москвич чувствует себя, как в «сибирской ссылке».Другой частью переселенцев были жители окрестных деревень — Сабурово, Орехово, Ленино-Дачное — и самого поселка Бирюлево, выселенные из своих деревянных домов и лишенные садов, огородов и палисадников.

С 1974 года новый микрорайон стали заселять рабочими, приехавшими на особых условиях, «по лимиту», без права постоянного проживания в городе — «лимитчиками», мигрантами из провинции, трудившимися на предприятиях Москвы. Так район пополнился еще одной категорией жителей.

Итак, население современного спального района Бирюлево состоит из жителей разрушенных деревень, на месте которых и выстроили район, второй волны русских мигрантов из колхозов и выселенных из центра москвичей — вытесненных реконструкцией или государственными учреждениями. Жителей давольно много, по переписи, проходившей в 2010 году — 144246 человек в Бирюлево Восточном и 89693 — в Бирюлево Западном.

Из-за удалённости района от центра, наличию поблизости больших рыночных площадей, магазинов и овощной базы, а, так же саботажной работе местных ДЭЗов и других муниципальных организаций, пытающихся сэкономить на зарплате работников, район наводнили жители среднеазиатско-кавказского региона, неучитываемые переписью, но добавляющие сутолоки и криминала и в без того многолюдные районы столицы.